Японцы уверены, что автомобильное будущее скрыто в лаконичной формуле: электротяга плюс автономное вождение.

АвтоМирАвто

Мини-тест

Nissan Leaf ProPilot

Японцы уверены, что автомобильное будущее скрыто в лаконичной формуле: электротяга плюс автономное вождение. Нас пригласили посмотреть, как эта формула обретет жизнь в Европе уже в следующем году

Обычно в багажнике электрокара Nissan Leaf легко помещается пара чемоданов размера cabin size и еще пара рюкзаков. Но в этот раз все заявленные 370 л объема заполнены совсем другой поклажей: провода и кабели опутывают модемы, боксы с платами и мигающие двухцветными индикаторами серые коробки. Инженеры Nissan мягко, но настойчиво просят не снимать содержимое багажника и каждый раз побыстрее закрывают пятую дверь.

Перед нами совсем необычный Leaf – на базе самого популярного электрического автомобиля (за шесть лет в мире продано более 280 000 машин) построили прототип, на котором инженеры оттачивают навыки системы автономного управления Nissan ProPilot. Нам же довелось стать... нет-нет, пока не участниками, а привилегированными зрителями серии испытаний тех функций автопилота, что внедрят на серийных моделях в 2018 году.

Уже в 2018 году Nissan Leaf второго поколения будет сам перестраиваться на трассе и совершать обгоны

В первом приближении

Базовая версия фирменной японской системы автономного вождения уже реализована на серийных автомобилях. На родном для Nissan японском рынке первым ее получил минивэн Serena в 2016 году, а в Европе с нынешней весны к заказу станет доступен Qashqai с аналогичной системой. «Самостоятельность» обоих автомобилей пока ограничена. Использовать автопилот, как и большинство аналогичных технологий других производителей, можно лишь при движении по скоростному шоссе: как только водитель активирует ProPilot, автоматика, самостоятельно подруливая, станет удерживать машину в выбранной полосе движения в диапазоне скоростей от 30 до 100 км/ч, возьмет под контроль дистанцию до идущего впереди автомобиля. «Зрение» системы – передняя камера высокого разрешения, изображение с которой анализируется специальным ПО. На основе анализа искусственный разум принимает решения. Например, если автомобиль спереди стал сбавлять темп, ProPilot замедлит ход или вовсе остановит автомобиль. После такой остановки систему нужно будет активировать снова. Что же добавится к перечисленным функциям в следующем году?

К 2018 году автомобили Nissan должны научиться самостоятельно безопасно перестраиваться. А к 2020 году инженеры планируют натаскать искусственный интеллект настолько, что управляемые им машины станут спокойно перемещаться по городу, не тушуясь даже при проезде перекрестков. В восточном Лондоне, на участке, включающем в том числе и дороги общего пользования, экспериментальные прототипы на базе Nissan Leaf как раз и учат не просто самостоятельно двигаться в одной полосе, поддерживая дистанцию. Они выбирают момент для перестроения (после чего следует голосовое предупреждение), совершают маневр, выбирают правильную полосу на круговом движении, включают поворотники и т.д. Но обучения без ошибок не бывает.

В надежных руках

«Вы должны понять: это пока прототип, и каждая поездка, даже показательная, – часть его обучения». Этой тираде Тецуи Иджимы, главы подразделения автономного вождения Nissan, предшествовал досадный инцидент. После нескольких вполне удачных заездов по установленному маршруту автомобиль вдруг повернул раньше необходимого на перекрестке с круговым движением. Позже выяснилось, что дело было в небольшом сбое в работе навигатора.

Тесты автопилотов на дорогах общего пользования в восточном Лондоне были разрешены с условием, что ответственность за все происходящее останется только на испытателях, сидящих за рулем

Такой эпизод для водителя из плоти и крови – досадное недоразумение, для электронного разума – ошибка с едва ли предсказуемыми последствиями. Пока. Здесь главный контрапункт автономного вождения. С одной стороны, у человека больше опыта управления автомобилем, он находчив и креативен в поиске выходов из незапланированных происшествий на дороге. С другой стороны, в подавляющем большинстве случаев причиной ДТП становится именно человеческий фактор. Робот, в свою очередь, способен абсолютно точно выполнять установленные алгоритмом действия, но его еще только предстоит научить справляться с нестандартными ситуациями. Именно поэтому, убеждены инженеры Nissan, автомобиль на дороге еще долго будет контролировать человек, как минимум до 2030 года.

«Покажите мне автономную систему, в которую не включен человек, и я покажу вам бесполезную систему. Автомобилям все равно придется взаимодействовать с людьми, и чтобы делать это хорошо в любых ситуациях, машины должны естественно интегрироваться в общество», – формулирует Мартен Серхис, бывший инженер NASA и директор Nissan Research Center в Кремниевой долине. В его задачу как раз и входит обучать Seamless Autonomous Mobilitу (SAM) – искусственный интеллект, управляющий автопилотом Nissan, – и интегрировать его в человеческое общество.

Если отойти на уровень философских обобщений, то ближайшая цель исследований Nissan Research Center – найти ту четкую грань, после которой принятие решений искусственным интеллектом нецелесообразно и в дело должен вступить человек. Затем, по мере совершенствования технологий, грань эта, что логично, станет отодвигаться, расширяя зону ответственности SAM. Человеческое участие будет сведено к минимуму в тот момент, когда автомобили научатся общаться между собой и взаимодействовать с окружающей действительностью.

Впрочем, уже сейчас навыки прототипа впечатляют: 12 камер, пять радаров и четыре лазерных сенсора контролируют пространство вокруг автомобиля на 360°, отслеживая как движения любого попутного транспорта, так и пешеходов. При этом контролируемое расстояние до впереди идущего автомобиля может составлять 20 мм!

Салон прототипа увешан мониторами, самый крупный по центру панели – для навигации. Нижний показывает все, что «видят» радарные датчики. Экраны на бардачке и над ним дублируют изображение с камер для пассажира
Радары отслеживают профиль дороги, видят попутный транспорт (как идущий впереди, так и нагоняющий) и даже пешеходов. Эта информация пока выводится на отдельный монитор. На экране в центре щитка приборов (пока несерийного) отображается оперативная картинка с камер, которую могут сменять подсказки навигации

Интересно, что даже если на дороге разметка стерта, машина не теряется в поисках правильного положения на трассе – работу камер в данном случае дублирует высокоточная навигация. У прототипа все данные с камер и сенсоров пока выводятся на несколько разных экранов. Однако в серийной версии (Leaf второго поколения обещали показать в сентябре), скорее всего, ключевая информация будет находиться перед глазами водителя – на едином экране высокого разрешения, который придет на смену двухэтажному щитку нынешнего Leaf.

Двойные камеры высокого разрешения на крыше прототипа контролируют ситуацию по бортам, по диагонали за передними стойками
По одной камере встроено в корпуса наружных зеркал – вполне серийное решение
Лазерные сканеры в дверях и под регистрационными номерами «ощупывают» пространство в непосредственной близости от автомобиля
Дополнительная камера с микрофоном под козырьком – сугубо утилитарная вещь, записывающая оперативную обстановку во время тестов
Тройная камера за салонным зеркалом заднего вида и еще одна под передней эмблемой – самые дальнобойные

По словам инженеров, движение встречного потока также может быть поставлено под контроль систем слежения, но пока этого не делают намеренно. Поэтому на городском участке маршрута, на двухполосной дороге, когда встречные автомобили то и дело выскакивают перед нами, объезжая припаркованные машины и участки с ремонтом, Тецуи Иджима терпеливо берет управление в свои руки, огибая встречного «нарушителя». И в эти моменты кажется, что 2030 год все еще ох как далек.

Автономный прототип учится ездить точно, аккуратно и безопасно...

...но человеку еще долго придется страховать искусственный интеллект в непредвиденных ситуациях

Выводы

Вчера руль на трассе можно было отпускать только у автомобилей премиум-марок. И это было откровением. Завтра все автомобили примутся маневрировать в городе без нашего участия. Но пока отвественность на дороге все еще на людях, попробуем насладиться этом моментом.

Олег Малов главный редактор журнала Quattroruote

Текст: Олег Малов
Фото: Nissan и Олег Малов

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С высоты птичьего полета С высоты птичьего полета

Расскажем о Рио то, что не пишут в путеводителях, а рекомендуют местные жители

АвтоМир
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Французские машины опять под Москвой Французские машины опять под Москвой

«Нам нужно было вспомнить, как крутить гайки»

Монокль
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Во власти эмоций Во власти эмоций

В чем разница между воришкой и клептоманом?

Лиза
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа» 3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа»

Как понять, что вы больше не любовники, а просто сожители?

Psychologies
6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане 6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане

Фильмы и сериалы, которые стоит пересмотреть ради заднего плана

Maxim
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Неожиданная Азия Неожиданная Азия

7 вещей, которые нужно успеть сделать в Малайзии, если ты приехала впервые

Лиза
Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга

Химический пилинг: врач рассказывает обо всех нюансах

ТехИнсайдер
«Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек «Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек

Екатерина Габашвили: грузинская писательница и общественный деятель

Forbes
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса

Шесть необычных боксерских поединков прошлого

Forbes
Открыть в приложении