Справка о ДТП – очень важный для общения со страховой компанией документ. На что необходимо обращать внимание при ее заполнении?

АвтоМирАвто

Право

Справочная информация

Справка о ДТП – очень важный для общения со страховой компанией документ. На что необходимо обращать внимание при ее заполнении?

Ремонт современного автомобиля – мероприятие весьма недешевое. Виной тому не только кризис, взвинтивший цены на импортные в большинстве своем комплектующие, но и конструктивные особенности машин, обусловленные заботой автопроизводителей о безопасности и экологии, а также технологическими причинами.

Нередко случается, что устранение последствий небольшого удара в бампер выливается в ремонт и замену десятка деталей на весьма внушительную сумму. Взять на себя заботы участника ДТП активно предлагают страховые компании. Однако законы бизнеса таковы, что клиент представляет для них интерес только до момента покупки полиса. Дальнейшие взаимоотношения, особенно, если автовладелец обращается за получением возмещения, теплотой отличаются редко. Чтобы не дать бизнесменам «соскочить» с выполнения своих обязательств, усилия приходится прилагать уже клиенту. Его цель – заявить как можно больший объем повреждений, чтобы рассчитывать на адекватное страховое возмещение. Понятно дело, что задача страховщика прямо противоположная. Как прийти к консенсусу?

Решение о страховой выплате и ее размере принимается на основе предоставленного автовладельцем пакета документов. Особую ценность имеют бумаги, которые составляет ГИБДД при оформлении происшествия. Важнейший из них – это справка о ДТП, где указываются не только все обстоятельства инцидента, но и перечислены повреждения транспортных средств.

Несмотря на то, что справка весьма далека от заключения профессиональной экспертизы, для страховой компании именно этот документ будет служить отправной точкой для принятия решения о выплате и расчета ее величины. Сама форма справки, равно как и обязанность ее выдачи закреплены ведомственными инструкциями МВД России (приказы главного «дяди Степы» страны соответственно от 1 апреля 2011 г. № 154 и от 2 марта 2009 г. № 185). Существуют также методические рекомендации сотрудникам ДПС, выпущенные за подписью начальника российской Госавтоинспекции.

Выдавать справку инспекторам предписано непосредственно на месте ДТП. Но есть лазейки...

Справка о ДТП – это формализованный бланк с угловым штампом выдавшего ее подразделения. Право на получение заполненной справки имеют все участники ДТП, а также лица, которым причинен ущерб (например, владелец забора, который повредил вылетевший с дороги автомобиль). Выдавать справку предписано инспекторам непосредственно на месте ДТП, для чего при себе у них должен быть необходимый запас бланков. Собственно, в большинстве случаев там ее и выдают, однако в приказе есть лазейка, дающая возможность выдать справку позже – в течение суток после ДТП. На то должны быть объективные причины: необходимость срочного документирования другого ДТП, выезд на место преступления и тому подобное. В этом случае страждущим могут предложить прийти за справкой в подразделение ГИБДД или обратиться на пост ДПС.

Как правило, участник ДТП присутствует при оформлении справки. Поэтому имеет смысл лично проконтролировать, что напишет в ней инспектор. Тут важны малейшие детали, ведь, как мы знаем, именно на справку будет опираться страховщик при обращении к нему за возмещением ущерба. Даже небольшие неточности – перепутанные персональные данные участников, ошибка в указании места и времени ДТП, расхождения в записях с другими составляемыми документами – могут стать формальным основанием для отказа если не в самой выплате, то в рассмотрении документов.

Позаботьтесь, чтобы при перечислении поврежденных кузовных элементов были указаны возможные скрытые повреждения. Даже если вы уверены, что таких повреждений нет, лучше все же перестраховаться, получив дополнительный козырь для общения с представителем страховой компании. Инспектора эта запись, в общем-то, ни к чему не обязывает, а вот вам поможет сберечь нервы, время и деньги.

На любые ошибки и неточности сразу же указывайте инспектору, так как относительно безболезненно исправить их он может только «не отходя от кассы». Все дальнейшие исправления возможны только по письменному заявлению участника аварии, причем адекватные коррективы потребуется вносить в копию, подшиваемую к делу, а также в справки, выданные другим заинтересованным лицам (по их требованию). Несмотря на то, что при оформлении документов о ДТП водителям редко удается оставаться хладнокровными, проверка заполненных многочисленных бланков требует максимальной собранности: в дальнейшем это позволит в значительной степени упростить защиту своих прав, в том числе имущественных.

Текст: Дмитрий Рощин

Справке быть?

Несмотря на то, что справка о ДТП – это один из главных документов, вокруг которого строится дискуссия при возмещении ущерба по договору страхования (как каско, так и ОСАГО), у МВД России есть планы снять с себя полномочия по ее оформлению. В этой связи полицейскими чиновниками подготовлены соответствующие поправки в ведомственные инструкции, которые, правда, пока не приняты. Аргументы служивых сводятся к тому, что все необходимые страховщику данные уже есть в других документах, оформляемых на месте ДТП и выдаваемых на руки водителю, – в протоколе или постановлении по делу о правонарушении, в протоколе осмотра места ДТП и других. Ну а если потребуется какая-либо дополнительная информация, ГИБДД готова ее предоставить по запросу страховщика. Однако страховое сообщество и стоящие на защите его интересов Минфин с Центробанком эту позицию не разделяют. По их мнению, именно справка содержит наиболее полный объем информации, необходимой страховой компании для принятия решения о выплате. Направление же запросов потребует дополнительного времени и не позволит уложиться в установленные для принятия решения сроки. Чем закончится дискуссия, покажет время.

Сергей Мамаев, директор департамента урегулирования убытков розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах»:

Имеют ли страховые компании право отказывать в ремонте по каско некоторых деталей, в том случае если во время оформления ДТП инспекторы не указывают скрытые повреждения?

Если прямо ответить на вопрос, то нет, страховые компании не могут отказать в ремонте по каско отдельных деталей, если инспекторы ДПС не указали скрытые повреждения. Сегодня сотрудники автоинспекции, выезжающие на место аварии, по закону обязаны фиксировать только видимые повреждения, пункта о скрытых повреждениях в их документации о ДТП сейчас нет. Это объяснимо: зачастую зафиксировать скрытые повреждения по внешнему осмотру невозможно, есть целый ряд серьезных неисправностей, которые диагностируются только при тщательном осмотре в профессиональном сервисе. В вопросе работы со скрытыми повреждениями страховщик должен опираться на заключение техника СТО по итогам экспертизы, а страхователь – рассчитывать на добросовестность компании и технической станции.

Но нельзя отрицать, что на рынке немало страховщиков, для которых скрытые повреждения регулярно становятся инструментом экономии на клиенте. Отказывая в частичном ремонте, такие компании постоянно ссылаются на отсутствие указания о скрытых повреждениях в справке о ДТП. Якобы во время технической экспертизы, на которую страховая направляет машину для осмотра и оценки суммы выплаты по каско, эксперт-техник руководствуется в первую очередь этой справкой как доказательством того, что ущерб автомобилю был нанесен именно в результате произошедшей аварии. И если в ней не указаны скрытые повреждения, то и техник в своем заключении их не прописывает. Для клиента эта схема должна сработать как сигнализация: перед вами недобросовестная компания, вас пытаются обмануть.

Что делать клиенту страховой компании в ситуации, когда инспектор отказывается делать запись о скрытых повреждениях? Неужели автомобиль не будет отремонтирован до конца?

Если на автомобиль оформлен полный пакет каско, то после ремонта владелец должен получить абсолютно исправную машину, в том виде, в котором она была до ДТП. Это нормальная ситуация для надежной и ответственной страховой компании. И как мы уже выяснили, отсутствие указания на скрытые повреждения в справке инспектора ДПС – не повод для отказа в ремонте. Главное – экспертиза. Правильно назначенный и проведенный осмотр по скрытым повреждениям – это гарантия полноценного качественного ремонта автомобиля. Если страховая компания надежна и ответственна, то техник-эксперт, безусловно, укажет в заключении все обнаруженные повреждения, а страховая учтет их при калькуляции ущерба. Если компания ищет повод сэкономить на клиенте, то эксперт всеми силами будет пытаться не заметить очевидных неисправностей.

Страхователь должен понимать: чтобы минимизировать споры со страховщиком, нужно изначально дотошно подходить к исследованию автомобиля на повреждения. Присутствуя при осмотре, указывать на все выявленные дефекты, настаивать на их фиксации в документах. Дополнительным гарантом полного ремонта будет независимая экспертиза – клиент может при необходимости (за свой счет) пригласить на осмотр независимого эксперта, который поможет не упустить ничего важного.

Даже если уже во время ремонта обнаруживаются повреждения, не указанные ранее в документах, клиент может запросить в страховой компании оплату дополнительного ремонта. В случае отказа он может попытаться решить этот вопрос в судебном порядке. Но, если давать советы клиенту, то начинать нужно не с момента наступления страхового случая, а с выбора страховой компании. Каско – это не обязательное страхование, оно не оформляется где попало для галочки. Если владелец автомобиля хочет уверенности, что в случае аварии ремонт будет проведен полностью, без лишних споров, судов и нервов, то ему следует серьезно отнестись к выбору страховщика. В первую очередь не ведитесь на дешевые страховки от демпингующих и несостоятельных компаний. Не поленитесь изучить рейтинги, сайты и отчетность страховщиков по выплатам. Помните: скупой платит дважды.

Фото: Евгений Асташенков/Интерпресс/ТАСС; loraks/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Infiniti QX60: Прибавка мощности Infiniti QX60: Прибавка мощности

Внешность у Infiniti Qx60 привычная, вместительность – на зависть конкурентам

АвтоМир
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Подменная машина Подменная машина

BAIC BJ40 выглядит так, будто приехал к нам из прошлого тысячелетия

Автопилот
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Технопарад Технопарад

Открытие кольца Земли, электрический автожир и чип для определения заболеваний

ТехИнсайдер
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике

Арктика может стать предметом не только споров, но и открытого столкновения

Forbes
Почему уличные фонари в основном излучают желтый и оранжевый свет? Почему уличные фонари в основном излучают желтый и оранжевый свет?

Почему цвет фонарей на улицах не меняют уже столько лет?

ТехИнсайдер
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
Выдох красоты: памяти Дэвида Линча Выдох красоты: памяти Дэвида Линча

О Дэвиде Линче, его темных очках и светлом будущем

РБК
По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи

Как организовывали императорские и городские балы в XIX и XX веках?

Forbes
Как искусственный интеллект меняет бьюти-индустрию Как искусственный интеллект меняет бьюти-индустрию

Как технологии ИИ ежедневно помогают бьюти-мастерам в работе?

Inc.
Школа с именем Школа с именем

Зачем футболисты открывают академии своего имени?

Ведомости
Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA

Некоторые из тех, кто доказывает, что возраст — не помеха достижениям

Forbes
Сериалы про космос от хороших до самых лучших Сериалы про космос от хороших до самых лучших

Расставляем самые интересные космические оперы в порядке нарастания класса

Maxim
Люди в Северной Корее начали «охоту за фекалиями»! Вот зачем это местным властям Люди в Северной Корее начали «охоту за фекалиями»! Вот зачем это местным властям

Северная Корея обязана собирать десятки килограммов отходов для удобрения

ТехИнсайдер
Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова

Писатель Алексей Олейников — об историческом детективе и антропологии

СНОБ
Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей

Как Наталья Кремнева, несмотря на инвалидность, запустила свое медиа

Forbes
Блокада Ленинграда: призраки войны на улицах города Блокада Ленинграда: призраки войны на улицах города

Пронзительные коллажи Сергея Ларенкова в годовщину снятия блокады Ленинграда

Maxim
Рост цен без сюрпризов Рост цен без сюрпризов

Росстат опубликовал данные по инфляции по итогам 2024 г.: рост цен составил 9,5%

Ведомости
Бодрое утро Бодрое утро

8 завтраков, которые быстро разбудят организм

Лиза
Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега

Робот KOU-III не может летать — он использует винты для равновесия

N+1
Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка» Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка»

Отрывок из городского фэнтези в российской провинции «Неваляшки»

СНОБ
Открыть в приложении