В Москве за непропуск пешехода накажет камера.

АвтоМирАвто

Право

Камера! Снято!

В Москве за непропуск пешехода накажет камера.

Системы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения становятся с каждым днем все умнее. Если раньше их использовали только для наказания водителей за нарушение скоростного режима, то современные камеры научились фиксировать поворот из второй полосы, заезд за стоп-линию, включение фар и, по всей видимости, это далеко не предел их возможностей. Однако зачастую в погоне за деньгами автомобилистов власти не особо утруждают себя погружением в юридические тонкости вопроса. Так случилось и с камерой, установленной на Нижегородской улице в Москве и фиксирующей непропуск водителями пешеходов, переходящих дорогу по нерегулируемому переходу. Строго говоря, к камере претензий никаких нет, картинку она показывает четкую, но вот алгоритм обработки изображения и принятия решения о наказании, мягко говоря, несовершенен.

Со слов представителей столичного ЦОДД, этот аппаратно-программный комплекс оценивает возможность водителя остановиться перед «зеброй», чтобы пропустить пешехода. За точку отсчета принимается фиксируемый камерой момент выхода пешехода на проезжую часть. В расчет берутся скорость автомобиля и погодные условия, от которых зависит коэффициент сцепления колес с покрытием. Если с учетом этих параметров водитель имеет возможность остановиться перед переходом, но не делает этого, его объявляют нарушителем, о чем сообщают в «письме счастья» ценой в полторы тысячи рублей. Вот, собственно, и весь нехитрый механизм пополнения городского бюджета.

Для того, чтобы понять ущербность этого алгоритма, надо лишь почитать требования Правил дорожного движения касательно обязанностей водителя в отношении пешеходов. Пункт 14.1 ПДД гласит, что «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода». Ну а что же означает требование «уступить дорогу», которое является ключевым для понимания сути предписания? Ответ находим несколькими главами ранее: «уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Камеры научились фиксировать поворот из второй полосы, заезд за стоп-линию, включение фар

Понимать это надо так. Обязанность уступить дорогу возникает только в том случае, если есть вероятность, что пути пешехода и автомобиля сойдутся в одной точке. Во всех остальных ситуациях обвинение водителя в нарушении ПДД безосновательно. Ведь когда речь идет о взаимодействии двух самостоятельных систем – водителя и пешехода, количество факторов, от которых зависит вероятность оказаться обоим в одном и том же месте в одно и то же время, не ограничивается только скоростью машины и погодой. Скорость, направление и характер движения пешехода, уровень его внимания, условия видимости, вес и техническое состояние автомобиля, качество дорожного полотна и прочее – от всего этого будет зависеть возможность водителя выполнить требования ПДД. К сожалению, столичные власти упорно делают вид, что этого не знают и, главное, знать не хотят.

Ясные намерения

Те, кто путешествовал по другим странам, знают, что отношение к пешеходам в цивилизованном зарубежье гораздо более уважительное, чем в России. Это заставляет нас в путешествиях, следуя примеру аборигенов, вставать как вкопанные, лишь только пешеход повернет голову в сторону перехода. На самом деле причина этого не только в более высоком уровне взаимного уважения, но и в особенностях правил дорожного движения многих стран. Так, законодательство почти всего Евросоюза требует уступать дорогу не только тем, кто находится на «зебре», но и «ясно демонстрирует свое намерение перейти дорогу» – это почти дословное требование местных ПДД. Как оценить эту «ясность», не оговаривается, поэтому на всякий случай лучше перестраховаться: непропуск пешехода грозит не только крупным штрафом, но и вероятностью наезда, ведь будучи избалованными своим правом, «безлошадные», выходя на переход, часто даже не считают нужным смотреть по сторонам.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Ирина Борсученко, lana1501/Фотобанк ЛОРИ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении