Автоправо
Контрольная работа
За какие неисправности автомобиля вас может оштрафовать сотрудник ГИБДД?
Продолжаем разговор, начатый в предыдущем номере «АМ», о полномочиях, которые имеет остановивший водителя сотрудник полиции. Мы установили, что помимо водительского удостоверения, свидетельства о регистрации и полиса ОСАГО, инспектор ДПС может потребовать и паспорт – в этом случае он действует не как представитель ГИБДД, а как сотрудник полиции. Сегодня расскажем еще об одной теме, а именно, о полномочиях инспектора по проверке технического состояния автомобиля. Может ли он проконтролировать исправность, и если может, то в каком объеме?
Среди водителей бытует мнение, которое особо въедливые представители автосообщества даже подтверждают ссылками на нормативные акты, что интересоваться «здоровьем» машины вправе только инспекторы подразделений технического надзора ГИБДД. На самом деле это не так. Ни закон «О полиции», ни подзаконные нормативные акты, включая «библию» инспектора ДПС – административный регламент, утвержденный приказом главы полицейского ведомства № 185 в 2009 году, не препятствуют деятельности по проверке технического состояния транспортных средств, одна из форм которой – контроль в процессе дорожного движения. Список требований, которые могут быть проверены, содержится в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств (его можно найти на последних страницах любой брошюры ПДД). Там можно найти и показатели эффективности тормозной системы, и предельные значения люфта рулевого управления, и ссылку на то, как правильно должны быть отрегулированы фары. Теоретически все это могут проверить, но тогда потребуется специализированная передвижная лаборатория, работать с которой умеет ну очень ограниченный круг специалистов в погонах.
На дороге же работает преимущественно дорожно-патрульная служба (хотя и инспектору технадзора не возбраняется выйти на дорогу с жезлом), а потому ее возможности по проверке ограничиваются только самыми очевидными недостатками: негорящая либо светящая не тем цветом лампочка, «лысые» колеса, трещина на ветровом стекле и тому подобное. Поскольку требование о наличии аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки также есть в упомянутом Перечне, то у водителя могут поинтересоваться наличием и этого реквизита. И не просто наличием, а соответствием актуальным требованиям – приказу Минздрава в части, касающейся аптечки, ГОСТу на аварийный треугольник, а также сроком годности огнетушителя.
Отдельная тема – тонировка. Еще несколько лет назад, когда за излишне затемненные стекла снимали номера, этой проблемы практически не существовало. Однако с либерализацией закона и отменой этой обеспечительной меры количество машин, закатанных «по кругу» в пленку, опять увеличилось. Борются с этим регулярными рейдами. Ошибочно распространенное мнение, что контролировать светопропускание стекол могут только при плюсовых температурах. На самом деле условия контроля регламентируются инструкцией по эксплуатации прибора, которые за последние годы стали всепогодными. Особо изворотливые водители идут на хитрость, используя съемную тонировку или шторки. Однако, как в известной поговорке, на всякий хитрый болт найдется… ну вы поняли. Так и тут, для таких хитрецов сотрудники ДПС выработали специальный алгоритм: машину с темными стеклами фотографируют или снимают на видеокамеру сразу после остановки, и даже если водитель после этого удаляет с передних стекол пленку или шторки, на него все равно оформляют постановление о наказании. Если же он идет оспаривать решение ГИБДД в суд, то в качестве доказательства служивые предъявляют фотовидеокадры.
Ну и в заключение несколько слов о том, что не имеет права проверять инспектор ГИБДД. Любая проверка, которая связана с разборкой узлов, незаконна. По этой причине очень непросто бывает доказать наличие «колхозного ксенона». Хотя, справедливости ради, «непросто» не означает «нельзя». Госдума грозится принять закон об ответственности за использование шин по сезону, пока требование ездить зимой на зимних шинах, а летом – на летних не имеет под собой правовых оснований.
Не штрафом единым
Абсолютное большинство технических неисправностей, выявленных на дороге, грозит водителю только штрафом, причем незначительным – 500 рублей. Однако, есть и исключения. Так, использование нештатной светотехники, включая красные, голубые, желтые и прочие лампочки влечет лишение прав на срок от полугода до года, а заодно и конфискацию новогодних гирлянд. То же касается и нештатного «ксенона». Еще три неисправности – тормозной системы, рулевого управления и сцепного устройства (в случае автопоезда) – помимо штрафа предусматривают задержание транспортного средства с помещением на спецстоянку, с которой машине разрешат выехать своим ходом только после устранения неисправности, ставшей причиной задержания. Если же починить на месте не получится (как правило, так и бывает, ведь посторонних никто на стоянку не пустит), придется воспользоваться услугами эвакуатора. Наконец, еще один вид неисправностей, при которых запрещено дальнейшее движение, но не предусмотрено задержание, – это негорящие внешние световые приборы в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, а также неработающий стеклоочиститель со стороны водителя при дожде или снегопаде. В подобных случаях полиция может только остановить нарушителя и продержать его непосредственно на месте остановки до тех пор, пока он либо не починит неисправность, либо не будут устранены условиях, при которых дальнейшее движение запрещено: рассветет, закончится дождь и тому подобное.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl