Грамотность для жизни
Дистанционное обучение поставило множество вопросов, один из важнейших среди них: как повлияла смена образовательной среды на функциональную грамотность. Эксперты спорят, дала ли удаленка новый шанс развить универсальные навыки или ухудшила ситуацию. Но согласны, что будущее зависит от того, какое внимание будет уделяться развитию функциональной грамотности не только детей, но и педагогов.
Научиться жить
«В обыденной жизни часто путают понятия первичной грамотности — умение читать, писать и считать — с грамотностью функциональной, то есть умением использовать письмо, чтение и счет в жизни и профессиональной деятельности, предполагающей умение понимать не только простые, но и сложные тексты и действовать по сложной инструкции»,— объясняет Марьяна Безруких, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии.
Функциональная грамотность помогает детям применять полученные в школе знания и навыки в жизни и может служить гарантом их социальной успешности. Именно она позволяет человеку «нормально существовать в мире людей, понимать, что происходит, не быть обманутым, принимать разумные и обоснованные решения», полагает журналистка, писательница, учительница литературы московской школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова. А по мнению Марьяны Безруких, функциональная грамотность «определяет будущее каждого человека, его возможность учиться, освоить профессию и совершенствоваться в ней, переучиваться и повышать квалификацию». Это его способность жить в высокотехнологичном обществе, подчеркивает эксперт.
Значение навыков функциональной грамотности возрастает в зависимости от развития цифровой среды. «Как учитель литературы я имею дело в основном с читательской грамотностью. И это не просто умение читать, но и способность понимать прочитанный текст, видеть в нем главное и второстепенное, сопоставлять разные источники, анализировать полученную информацию и делать выводы,— продолжает Ирина Лукьянова.— Все это необходимо для жизни в цифровой среде, где, несмотря на все возрастающую роль видео- и аудиоконтента, текстовый контент преобладает».
Что такое функциональная грамотность
По классификации Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, компоненты функциональной грамотности — читательская, естественно-научная, математическая, финансовая грамотность, а также креативное мышление и глобальные компетенции –– способность жить в обществе многообразия.
«В новой среде ученик окружен сложно устроенными текстами "новой природы", сочетающими изображение, инфографику и текст. В школе мы пока не учим работать с такими материалами, оставаясь в границах линейных текстов,— сетует Антон Скулачев, учитель литературы московской гимназии №1514, председатель Гильдии словесников.— Сейчас все стремительно меняется, появляются новые способы донесения информации. Через пять лет мир изменится еще больше, поэтому образование должно давать устойчивые способы в нем ориентироваться. Это и есть функциональная грамотность».
Технологический прогресс кардинально меняет условия во всем мире и оказывает влияние на рынки труда и производительность труда, говорится в июньском докладе российского представительства Всемирного банка «Российская Федерация. Новые навыки для нового века: региональная политика». Развитые когнитивные навыки, например, комплексного решения проблем, социально-поведенческие навыки, например, работы в команде, и сочетания навыков, которые предопределяют способность к адаптации, например, логическое мышление и уверенность в новых силах, становятся все более важными для участия на рынке труда и расширения возможностей трудоустройства, говорится в докладе.
Многие страны, замечает Всемирный банк, начинают совершенствовать национальные системы образования и адаптируют их к обучению этим навыкам. Адаптации требуют все уровни образования, включая дошкольное. Россия входит в 25 ведущих стран мира, если судить по баллам студентов по математике, чтению и естественным наукам,— но отстает в области навыков XXI века. Это отставание нужно устранить — развитие этих навыков будет определять конкурентоспособность будущей рабочей силы России, заключает Всемирный банк.
Дистант сделал проблему видимой
В оценке влияния дистанционного обучения на формирование функциональной грамотности у российских школьников опрошенные «Ъ-Наукой» эксперты расходятся.
«Оценить точный эффект пандемии на масштабе страны пока не удалось, наши ранние модели показывали значительное отставание, а актуальные исследования в других странах подтверждают значительные потери знаний учащимися»,— констатирует Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка. Но некоторые исследования показали, сообщает он, что между 2019 и 2021 годами потери шестиклассников в обучении составили примерно год, а еще — значительно усилился разрыв между социально-экономическими группами. Кроме этого, текущие ограничения, связанные с пандемией, не позволяют учителям полностью вернуться к инновационному преподаванию.