Апокалипсис, которого не было: чем проблема 2000 года оказалась полезна для цивилизации
Двадцать лет назад бизнес и государства тратили миллиарды долларов на предотвращение казавшейся неизбежной катастрофы — массового сбоя компьютеров по всему миру из-за наступления 2000 года. Золотое время для IT-специалистов и экспертов по выживанию после конца света, срубавших легкие деньги на панике. Истерию из-за компьютерного кризиса и ее положительные последствия вспоминает американский Forbes.
Двадцать лет назад миллионы людей, среди которых были и руководители корпораций и главы правительств, опасались, что в канун Нового года интернет рухнет, утянув за собой значительную часть цивилизации. А все потому, что компьютеры по всему миру не могли справиться с наступлением 2000 года. Установленное на них программное обеспечение использовало всего два знака для представления года в датах. Когда год «99» сменился бы на год «00», программы перенеслись бы на столетие назад — в 1900 год. И тогда бы системы одна за другой посыпались как почти бесконечная цепочка домино. На подготовку к тому, что казалось почти неизбежным, были потрачены миллиарды.
Вот как в январе 1999 года описывал грядущую перспективу журнал Vanity Fair: «Сейчас полночь, 1 января 2000 года. В некоторых городах нет электричества. Банковские хранилища и тюремные ворота раскрыты настежь. Больницы не работают. Многие страны погрязли в беспорядках и революциях. Никто не сможет осознать масштаб последствий до тех пор, пока они не наступят. Несомненно одно: удивительные машины, которые управляют нашей жизнью и упрощают ее, не будут знать, что делать».
Но вот год закончился: часы пробили полночь в каждом часовом поясе по всему земному шару — и почти ничего не произошло.
Много потраченных на подготовку усилий — и примерно столько же истерии. Эта история показала, что на самом деле мы мало что знаем о мощности или хрупкости массивных информационных сетей и еще меньше — о том, что ждет нас в будущем.
«Похмелье для бизнеса»
Все началось полвека назад, на заре компьютерных технологий, когда для хранения информации использовали перфокарты — бумажные карточки размером 8 на 19 см, которые вставляли в вычислительные машины. Память стоила дорого и занимала много места — бесчисленные комнаты в случае с первыми компьютерами. Поэтому количество записываемой информации сводилось к минимуму. Годы решили указывать всего двумя цифрами. Записанные подобным образом однажды, они и дальше вводились в систему именно так.
В 1964 году IBM сделала компьютер необходимым устройством для бизнеса, представив машину System/360. Эти аппараты были сравнительно компактными, но все еще превосходили по размерам холодильники. В них также использовался стандартный двузначный формат года. «Я один из тех, кто виновен в возникновении этой проблемы, — свидетельствовал бывший экономический консультант перед конгрессом в 1998 году. — Я писал эти программы еще в 1960-е и 1970-е годы и так гордился тем, что мне удалось сохранить немного места, не приписывая «19» до точного года». Этим бывшим консультантом был Алан Гринспен, председатель Федеральной резервной системы.
В 1984 году сотрудница страховой компании в Иллинойсе ввела на своем компьютере дату аннуитетного платежа, которая приходилась на начало 2000-х годов. Компьютер посчитал, что это год веком ранее, и вместо расчетов выдал бессмыслицу. Впоследствии она и ее супруг написали книгу «Кризис компьютеров: как предотвратить грядущий мировой коллапс компьютерных систем». Мало кто обратил на нее внимание. Но к концу 1980-х годов сотрудники федерального управления социального обеспечения США обнаружили, что они также не могут рассчитать даты после 2000 года. К 1994 году управление начало анализировать миллионы строк компьютерного кода, чтобы найти решение проблемы. Министерство обороны столкнулось с похожими трудностями и запустило похожий проект. Один из высокопоставленных чиновников министерства как-то сказал: «Если бы мы строили дома так же, как мы разрабатываем программное обеспечение, первый же дятел разрушил бы цивилизацию».
Во второй половине 1990-х годов тревога о грядущих изменениях в датах приобрела массовый характер. Конгресс, как и полагается, начал исследовать вопрос, но не смог принять законопроекты, которые решали бы проблему. В 1998 году Вашингтон наконец приступил к действию: президент Билл Клинтон подписал исполнительный указ о создании совета по решению проблемы 2000 года. Главой совета Клинтон назначил Джона Коскинена, который до этого был заместителем директора управления по административным вопросам и бюджету. Клинтон заявил американцам, что «любую компанию, которая в преддверии Нового года вооружается только шампанским и хлопушками, наутро ждет тяжелейшее похмелье». Крупный бизнес к тому времени уже и сам выделял много денег на профилактические меры для решения проблемы 2000 года. В частности, телекоммуникационная компания AT&T тратила в конце 1990-х годов по $500 млн в год. Гендиректор компании Майкл Армстронг жаловался на команду, занимавшуюся «Проблемой 2000-го года»: «У них был безграничный бюджет, и они все равно ухитрились его превысить».