Опорные пункты в творчестве мэтра Андрея Кончаловского

Правила жизниСобытия

Андрей Кончаловский: гид по творчеству живого классика (азбука «Правил жизни»)

Текст: Илья Верхоглядов

ce3200f5a570d8e74072496746c23c5d_ce_2135x1332x130x0.jpg

Советскому, голливудскому и российскому режиссеру 20 августа исполнилось 85 лет. Несмотря на солидный возраст, он продолжает регулярно ставить фильмы и брать награды на главных европейских смотрах. Его творчество, в том числе позднее, отличается многообразием форм и стилей: он пробовал себя в квазидокументальной мелодраме («История Аси Клячиной»), мюзикле («Романс о влюбленных»), экшен-боевике («Поезд-беглец»), пеплуме («Одиссей»), историческом байопике («Грех») и трагикомедии («Ближний круг»). Такой эклектизм, неустанное экспериментаторство с жанрами, вечная открытость новому делают Кончаловского довольно проблематичным объектом описания: слишком уж сложно выделить в его творчестве магистральные образы и мотивы. Не претендуя на полноту, «Правила жизни» выделяют опорные пункты в творчестве мэтра и представляют гид по его фильмографии.

А — Андрей Тарковский

Творческий путь Кончаловского начался со сценарного дела — оно же было надежным финансовым подспорьем в последующие годы (в советское время кинодраматург мог рассчитывать на аванс и процент со сборов — при удачном бокс-офисе он получал даже больше постановщика). Во вгиковские годы он сочинял истории с Геннадием Шпаликовым, спустя десятилетие написал для своего брата — Никиты Михалкова — «Рабу любви». Но главное, что в 1960-х он был соавтором Андрея Тарковского: вдвоем они написали, среди прочего, «Иваново детство» и «Андрея Рублева». Однако затем их пути разошлись. Несмотря на то что учились они в одной и той же мастерской (у Михаила Ильича Ромма), состояли в одних и тех же компаниях, вдохновлялись одними и теми же режиссерами (Куросава, Бергман, Бунюэль) — художниками они были совершенно разными. Тарковский верил в нравственную миссию искусства, был предельно серьезен к себе, обладал исключительно интуитивным типом мышления. Кончаловский же был рационалистом, циником, ощущал в искусстве игровое начало и не брезговал обращаться к элементам низовой культуры. Разница во взглядах в итоге привела к расколу: Тарковский всерьез не воспринимал ни один фильм Кончаловского после «Дяди Вани» (1970), а тот считал претенциозными «Ностальгию» и «Жертвоприношение» — эмигрантские картины Андрея Арсеньевича.

Молодые кинематографисты Андрей Тарковский (слева) и Андрей Кончаловский обсуждают новый сценарий. 1962. Александр Макаров /РИА Новости.

Б — Богатство стилей

«Настоящий талант не повторяет себя» — таков эстетический принцип Кончаловского. В его творчестве сложно выделить какую-то стилевую доминанту. Он пестовал отсутствие почерка, поскольку любой почерк строится на повторении одних и тех же виньеток. Он никогда не снимал «под Кончаловского», стремился удивлять, избегал формального единства — и поэтому любил чередовать техники и жанры, подчас в рамках одной ленты. К примеру, «Романс о влюбленных» соединяет в себе бойкий мюзикл и военный экшен, бытовую ч/б-зарисовку и трагедию, написанную белым стихом. А в «Сибириаде» чередуются производственная драма и мистический хоррор, архивная хроника и сентиментальная мелодрама. Разве что в позднем творчестве Кончаловский стал тяготеть к визуальному единообразию: к примеру, картины «Рай» и «Дорогие товарищи» сняты в идентичной манере — в монохроме и с академическим форматом кадра 1,33:1. Но здесь нет ничего удивительного: зрелые художники часто тяготеют к классической простоте и отказываются от формальных курьезов в пользу содержательной цельности.

«Романс о влюбленных», 1974
«Романс о влюбленных», 1974

В — Внимание к материальной фактуре

Как и многие режиссеры-шестидесятники, Кончаловский был исключительно внимателен к фактуре вещей и лиц внутри кадра. Его интересовали трещины на асфальте, облупившаяся штукатурка, стертые сапоги, грязь под ногтями, кривые зубы и дорожная хлябь, невнятные оканья и просторечия действующих лиц — с их помощью возникал правдивый образ советской жизни, без лакировки и купюр. Таков был коллективный протест против глянца студийных постановок. Их воплощением в глазах молодых стал Иван Пырьев, чьи «Кубанские казаки» отличались плакатной фальшью, лживым и приторным лоском — проще говоря, «фанерой» (такое презрительное клеймо выдумали режиссеры нового поколения). В результате такого протеста родилась, среди прочего, «История Аси Клячиной» — вторая картина Кончаловского, шедевр советского неореализма: съемки шли на живой натуре, с участием настоящих работяг и пожилых фронтовиков (если не считать трех профессиональных артистов на переднем плане). Искусственный свет был исключен, звук писался синхронно, то есть прямо на площадке, а не в уюте мосфильмовских студий. Фильм закономерно подвергся цензурной критике (мол, «Что же у вас колхозники все в полевом да в грязном, у них что, надеть нечего?» или «А зачем столько людей с физическими недостатками да инвалидов?») и был отправлен на полку; та же участь (и по той же причине, как считает режиссер) чуть раньше настигла «Андрея Рублева». «Ася Клячина» и по сей день поражает высочайшим уровнем жизнеподобия, искренности — и при этом в ней нет и тени огульного очернительства советской деревни. Напротив — в робких улыбках героев и их рассказах о пережитой любви сквозит идиллическая интонация.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”» Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”»

Что для Фрэнсиса Форда Копполы значит его фильм «Мегалополис»

Правила жизни
5 сайтов продажи авто, где вы точно найдете покупателя 5 сайтов продажи авто, где вы точно найдете покупателя

Онлайн-сервисы, которые помогут вам продать автомобиль

РБК
Время для себя: 5 объемных романов Время для себя: 5 объемных романов

Хана, Руссо, Медведев: 5 масштабных романов

СНОБ
Простой способ избавиться от похмелья: средство, о котором не говорят Простой способ избавиться от похмелья: средство, о котором не говорят

Существует ли средство от похмелья и эффективно ли оно?

ТехИнсайдер
3 сильные стороны интровертов, которые помогут им стать успешными 3 сильные стороны интровертов, которые помогут им стать успешными

Интроверты наделены множеством суперспособностей — нужно просто знать их

Inc.
Серьги жертвы подарил матери: история бердского маньяка, державшего в страхе весь город Серьги жертвы подарил матери: история бердского маньяка, державшего в страхе весь город

Два года все женщины Бердска выходили на улицу, сжавшись от страха

VOICE
Мягкая сила. Как управлять бизнесом в новой реальности: правила первого зампреда правления Росбанка Перизат Шайхиной Мягкая сила. Как управлять бизнесом в новой реальности: правила первого зампреда правления Росбанка Перизат Шайхиной

Как замотивировать сотрудников, не прибегая к авторитарным мерам

Правила жизни
Сверхновая 1181 года вписалась в модель слияния двух белых карликов Сверхновая 1181 года вписалась в модель слияния двух белых карликов

Возникновение сверхновой произошло из-за слияния двух белых карликов

N+1
Ученые измерили скорость воды в акведуках древнего Рима. Им помогли ископаемые бактерии Ученые измерили скорость воды в акведуках древнего Рима. Им помогли ископаемые бактерии

Как расходовалась вода в акведуке и какова была степень его загрузки?

ТехИнсайдер
Сойти за своего: как адаптироваться к жизни в другой стране Сойти за своего: как адаптироваться к жизни в другой стране

Как интегрироваться в новое общество и преодолеть культурные барьеры?

Psychologies
Можно ли создать идеального бота: разрушаем главные заблуждения о голосовых помощниках Можно ли создать идеального бота: разрушаем главные заблуждения о голосовых помощниках

Разбираемся в мифах и реальных фактах о голосовых помощниках

ТехИнсайдер
Счастье не за горами Счастье не за горами

Пермь – культурная столица Урала. Есть повод присмотреться к ней поближе

Лиза
Почему не приходят уведомления в Android: 5 причин и способы их решения Почему не приходят уведомления в Android: 5 причин и способы их решения

Пользователи Android часто сталкиваются с отсутствием уведомлений от приложений

CHIP
Необычные Необычные

Некоторые экзопланеты могут странным «образом сжиматься»

ТехИнсайдер
Все как в космосе: ученые воспроизведут столкновение нейтронных звезд в ускорителе Все как в космосе: ученые воспроизведут столкновение нейтронных звезд в ускорителе

Эксперимент на установке BM@N для изучения столкновения нейтронных звезд

ТехИнсайдер
Гид по метаверсу от Покраса Гид по метаверсу от Покраса

Покрас Лампас — о метаверсе, метаценностях и метамодернизме

Собака.ru
Право матери-ехидны. Как наладить отношения с детьми, если после развода они остались с отцом Право матери-ехидны. Как наладить отношения с детьми, если после развода они остались с отцом

Как матери вести себя после развода и расставания с детьми?

СНОБ
Вера Васильева: Вера Васильева:

Что меня поддерживает? Может быть, это любовь к близким?

Караван историй
«Если бы Гарри не был принцем, она не дала бы ему и двух минут!»: Меган Маркл поразила британку «Если бы Гарри не был принцем, она не дала бы ему и двух минут!»: Меган Маркл поразила британку

Герцогиня Сассекская подверглась новым нападкам

VOICE
Ангел смерти: история медсестры Дженин Джонс, которая убивала детей, чтобы ее похвалили Ангел смерти: история медсестры Дженин Джонс, которая убивала детей, чтобы ее похвалили

С детьми происходило странное: одни переставали дышать, другие конвульсировали

VOICE
Как отпустить человека, которого любишь: 4 шага Как отпустить человека, которого любишь: 4 шага

Как отпустить любовь и сохранить себя

Psychologies
Внимание, черный ящик. Как и зачем исследовать логику нейросетей Внимание, черный ящик. Как и зачем исследовать логику нейросетей

Как и зачем исследовать логику нейросетей

N+1
Впервые на русском — роман Джойс Кэрол Оутс «Ночь, сон, смерть и звезды» Впервые на русском — роман Джойс Кэрол Оутс «Ночь, сон, смерть и звезды»

Отрывок из новой семейной саги современного классика Джойс Кэрол Оутс

СНОБ
История одной вещи: тушь «Ленинградская», в которую нужно поплевать История одной вещи: тушь «Ленинградская», в которую нужно поплевать

Шок-контент — «Ленинградскую» тушь все еще производят!

Правила жизни
Рубцы на коже: почему необходим комплексный подход к лечению Рубцы на коже: почему необходим комплексный подход к лечению

Можно ли сделать так, чтобы рубцы стали незаметными?

Psychologies
Формула успеха Формула успеха

Эти 10 привычек улучшат твое финансовое положение

Лиза
Мест нет: что такое овербукинг и как он может помешать вашему путешествию Мест нет: что такое овербукинг и как он может помешать вашему путешествию

Зачем на каждый рейс продают больше билетов, чем кресел в самолете?

Вокруг света
«Костыль для общения»: можно ли построить отношения без манипуляций «Костыль для общения»: можно ли построить отношения без манипуляций

Попробуем разобраться, можно ли построить отношения без манипуляции

Psychologies

Страхи в постели часто вообще никак не связаны с реальным положением дел

VOICE
«Становится все абсурднее»: Александр Хант о фильме «Межсезонье» и самоцензуре в кино «Становится все абсурднее»: Александр Хант о фильме «Межсезонье» и самоцензуре в кино

Режиссер Александр Хант — о новом поколении, свободе и новой цензуре

Forbes
Открыть в приложении