Глава «Байкал Электроникс» Андрей Евдокимов: «Либо вы принимаете риски, либо не занимаетесь микроэлектроникой»
Компания «Роснано» «Байкал Электроникс» уже восемь лет разрабатывает отечественные микропроцессоры. Глава компании Андрей Евдокимов в интервью Inc. объяснил, почему микроэлектроника сложнее космоса, как они конкурируют с Intel и AMD и борются с традиционным российским скепсисом.
Как у Apple
«Байкал Электроникс» не производит процессоры, а только разрабатывает их. Можете рассказать подробнее про то, как это устроено?
Наша компания работает по fabless-модели: мы разрабатываем конструкцию процессора, а сторонняя фабрика, контрактный производитель, производит для нас процессоры по нашей документации. То есть фабрика нам говорит: «Мы можем производить микросхемы по определённым техническим условиям и правилам, с определёнными характеристиками. Чтобы мы могли произвести вашу микросхему, спроектируйте её согласно этим правилам.
Если немного углубиться, то фабрика своим клиентам выдаёт библиотеку ячеек, из которых она готова собрать микросхему. Образно говоря, она выдаёт очень разнообразный набор кубиков Lego и говорит: «Вот из этих кубиков я могу собрать что угодно в любом количестве, если вы сделаете чертеж».
Дальше фабрика производит нам кристаллы, у другого подрядчика мы делаем корпуса для процессоров, а у третьего всё это собирается и отправляется в Россию.
Насколько это распространённая модель?
По такой схеме работают все компании мира, кроме Intel и Samsung, — даже Apple, AMD, Qualcomm, Texas Instruments, и так далее. Современное микроэлектронное производство очень дорогое, и оно может быть рентабельным только за счёт огромного объёма.
Сложнее космоса
Реально ли в перспективе запустить производство процессоров в России?
Построить современную микроэлектронную фабрику, аналогичную TSMC, — это проект национального масштаба, на мой взгляд, и ни одна компания в России сейчас не способна такое реализовать самостоятельно. Но на государственном уровне такая работа ведётся, и это можно только приветствовать.
Это вообще целесообразно делать?
Если рассматривать такой проект только с коммерческой точки зрения, то да, если есть понимание по её загрузке. На данном этапе российский рынок вряд ли способен обеспечить полноценную загрузку такого производства. Однако в стране ведётся работа по формированию внутреннего рынка микроэлектроники, что в будущем даст и загрузку для фабрик.
Микроэлектронная отрасль сейчас самая сложная технологическая отрасль на планете, она сложнее космоса. В силу развитости отрасли разделение труда в ней очень глубокое. Например, сейчас есть несколько стран, которые могут сами произвести космический корабль, запустить его в космос, и люди оттуда прилетят живые, всё будет нормально.
Но ни одна страна мира не может самостоятельно произвести современный микропроцессор «от и до» на своей территории. Как и построить микроэлектронное производство.
А в рамках международной кооперации это вполне реально.
Но ведь из этого вытекают определённые риски.
Эти риски касаются любого разработчика микроэлектроники в России, абсолютно. Все компании, которые делают более-менее современные микросхемы, производят их там же, на Тайване, они все подвержены этим рискам. Есть две бизнес-модели: либо вы занимаетесь микроэлектроникой, участвуете в международном разделении труда, занимаете свою нишу технологически и рыночно и принимаете риски, либо вы не занимаетесь микроэлектроникой.