Кончились патроны: почему льготная ипотека и другие меры стимулирования экономики исчерпали свой ресурс
Недавние заявления руководителей ФРС США свидетельствуют, что возможности даже самого богатого государства мира поддерживать экономику в период кризиса хоть и велики, но не безграничны, считает начальник Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин. Предложение Эльвиры Набиуллиной о прекращении программы льготной ипотеки говорит о том, что правительству России также следует серьезно задуматься о приоритетах в стимулировании экономики
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина призвала завершить программу льготной ипотеки: регулятор предупреждает о том, что обратной стороной мер стимулирования строительной отрасли может стать возникновение пузыря на рынке недвижимости. Интересно, что этому предостережению российских монетарных властей предшествовали сразу два близких по смыслу заявления ключевых руководителей ФРС США. Из них следует, что возможности монетарной поддержки экономики США близки к исчерпанию. Бывший глава ФРБ Нью-Йорка Уильям Дадли указал, что даже если ФРС сделает гораздо больше, это не окажет поддержки экономике. Чуть позднее уже бывшая глава ФРС (и основной кандидат на пост главы Минфина США) Джанет Йеллен заявила о том, что монетарные власти делают все, что могут на данный момент.
Действующие руководители ключевых ЦБ, безусловно, не готовы с этим соглашаться: как сказал тот же Дадли, «ни один Центральный банк не хочет признавать, что у него нет огневой мощи». Это не означает, что ФРС не может снизить ставки еще ниже или расширить программу скупки активов на триллионы долларов. Может, но это станет не источником роста экономки, а скорее источником рисков в будущем. Экономика и рынки привыкают к низким ставкам, если они остаются таковыми длительный период времени. Стоимость финансовых активов выходит на новые уровни, как, если нет регуляторных ограничений, и объемы долга.
Казалось бы, должен сработать «эффект богатства», когда рост стоимости активов подталкивает людей меньше сберегать и больше тратить. Но даже в США, где широко развита культура инвестирования, этот эффект не работает. У менее состоятельных потребителей активы смещены в сторону консервативных (банковские счета, гособлигации), доходность которых снижается, а скромные портфели более рисковых активов лишь компенсируют эти потери. Причем воспользоваться этим богатством удастся лишь на пенсии, так как половина их сосредоточена в пенсионных накоплениях.