Александр Поломодов: Как инвестировать в цифровой маркетинг и работать с данными
Маркетинг давно отошел от сугубо традиционных взаимодействий с потребителем через журналы, радио и билборды и, как и окружающий мир, частично перешел в цифровую реальность. Как компании грамотно использовать инструменты цифрового маркетинга, как оценивать их эффективность и какую роль в этом процессе играет руководитель, рассказывает Александр Поломодов, преподаватель программы Digital MBA в «Нетологии» и руководитель управления разработки цифровых экосистем в «Тинькофф».
Нельзя сказать, что сегодня цифровой маркетинг полностью вытеснил традиционный. По большому счету они работают в комплексе, используя разные каналы. Благодаря развитию интернета и мобильной связи появились новые продукты и инструменты работы с аудиторией: поисковые движки, социальные сети, платформы электронной коммерции, которые не только упрощают жизнь человека, но и помогают развиваться крупному, малому и среднему бизнесу. К примеру, Amazon в Индии помогал малым предпринимателям переводить бизнес в онлайн: обучал их пользоваться платформой, фотографировать товары так, чтобы они были привлекательными для пользователя.
Можно выделить главные различия цифрового и традиционного маркетинга:
- Вовлечение пользователя. Компания-производитель или продавец благодаря цифровым инструментам могут проверить, из какого рекламного канала пришел пользователь, понравилась ли ему реклама. В традиционном варианте очень сложно проследить, какой канал принес результат и что именно подтолкнуло клиента купить товар: реклама на телевидении, билборд, увиденный по дороге домой, или что-то еще. А используя цифровые инструменты, компания легко отслеживает, был ли результат достигнут с помощью таргетированной рекламы, контекстной или размещения у блогера.
- Гибкость. Если посмотреть на современный e-commerce — насколько быстро, качественно и максимально удобно пользователь может заказать любые товары за пару кликов через сайт или приложение, — мы понимаем, что с традиционными инструментами коммуникации это было бы просто невозможно сделать. Основные тренды здесь, конечно, задают Amazon на американском рынке со своей программой Amazon Prime, в России Ozon предлагает похожую услугу в своей программе Ozon Premium. Именно они одними из первых начали подстраиваться под пользователя на каждом этапе совершения покупки. Для человека крайне важна скорость и качество доставки, возможность изменять параметры доставки и вести постоянную коммуникацию с представителем компании. Бренд, который хочет, чтобы пользователь возвращался к ним снова, должен следовать этим же принципам.
- Персонализация. При выборе традиционных каналов продвижения заказчик получает достаточно расплывчатую информацию о том, для какой аудитории будет показана реклама. В десктопе и мобильных приложениях есть возможность показывать рекламу очень точечно и персонализировано: исходя из региона, времени показа, ключевых слов, предыдущих поисковых запросов, интересов, характеристик и уровня дохода клиента. Все это позволяет повысить вероятность покупки продукта или услуги.