Режиссер Филипп Авдеев — о Хантере Томпсоне и альтруизме

РБКРепортаж

Актер и режиссер Филипп Авдеев — о страхе, отвращении и альтруизме

1 и 2 мая «Гоголь-центр» ждет премьера спектакля «Страх и отвращение в Москве». Мы поговорили с его режиссером Филиппом Авдеевым о том, что для него значит фигура зачинателя гонзо-журналистики Хантера Томпсона и почему сегодня так важен альтруизм

Анастасия Каменская

756198032892738.jpg
© Георгий Кардава

Артист «Седьмой студии» и «Гоголь-центра» Филипп Авдеев уже ставил спектакли в родном театре, но теперь его ждет дебют на большой сцене. Материал для этого выбран нетривиальный: роман Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». Он, впрочем, стал лишь отправной точкой, поскольку и страх, и отвращение переместились в Москву, а действие из начала 70-х — в наши дни. О том, как и зачем это вышло, мы поговорили с режиссером спектакля, успевшим во время его подготовки увлечься гонзо-расследованиями. К журналистике Авдееву вообще не привыкать. Уже несколько лет он издает независимую городскую газету «Белый шум», хорошо знакомую завсегдатаям «Гоголь-центра», в которой поднимает темы настолько же глобальные, насколько знакомые каждому (другими словами, вечные): от любви и свободы до как раз страха.

На этот вопрос легко ответить «а почему нет», но все-таки кажется, что роман Хантера Томпсона — не первый материал, который приходит в голову режиссеру, когда он готовится к дебюту на большой сцене. Почему именно «Страх и отвращение»?

 

На самом деле, эта идея пришла не мне. Очень давно, еще до всех судебных дел Кирилла Семеновича, в конце какого-то сезона он написал, что «в следующем году, может быть, будем работать над материалом "Страх и отвращение в Лас-Вегасе", пока не знаю, как это будет, но подумаем», с намеком, что я там, наверное, буду принимать участие. Потом он эту идею отодвинул и предложил одному из режиссеров. И, как я понимаю, все сталкивались с проблемой невозможности адаптировать все происходящее в романе в сегодняшние реалии. А я все искал и искал материал, какой хотел бы поставить в театре, долго мучился, миллион разных идей было, и как-то раз Кирилл сказал: «А помнишь, мы давно еще обсуждали вот это. Может быть, попробуешь? Ну, если нет, то нет». Я сначала подумал, что это совсем не мое, но потом пересмотрел кино, перечитал книжку, и что-то меня в этом во всем очень сильно зацепило.

Помните, что именно?

 

Все то, что описывается в книге, все эти культурные контексты, у нас этого не было, это невозможно, и мне захотелось фантазировать на тему: «а что, если». Меня безумно впечатлил автор, личность Хантера Томпсона. Не только то, как написан роман, потому что он рваный, не дописанный, какой-то весь не структурированный, читать его не сказать, что наслаждение, а именно энергия автора и сам герой. Первой моей мыслью было оттолкнуться от того, что я не совсем вижу этих персонажей сейчас вообще где бы то ни было, а особенно в нашей стране. Томпсон был все-таки таким юродивым своего времени, каким-то неуместным человеком, провокатором, которого при этом очень любили, потому что он отражал время Америки тех лет. С этого начались мои мысли, которые нужно было структурировать. Я это обсуждал с драматургами, но какого-то отклика вроде «я знаю, как это можно сделать», не было, все только чесали голову и говорили: «Ну, ты же понимаешь, что это американская мечта, а что у нас? Надо найти какое-то событие…» Что-то про Сочи еще говорили. В общем, с поиском автора я помучился, а потом, как всегда, все получилось само собой и спонтанно.

Свежий взгляд? Свежая кровь? (Смеются).

 

В очередной раз, когда мы обсуждали сюжет с Кириллом Семеновичем, он сказал: «Нужен какой-то новый человек. Тут ко мне зашел парень один, который у нас работает администратором, и принес свою пьесу. Там интересный у него язык, явно нестандартный, ты пообщайся с ним, вдруг у вас случится коннект». А я Егора Прокопьева знаю уже давно, потому что мы делали вместе «Белый шум», он брал интервью для издания. И мы действительно сразу нашли общий язык относительно этого текста, согласились, что должна быть очень свежая и молодая энергия в нем. И, в общем-то, с этого начался весь процесс создания драматургической канвы. Мы принялись исследовать среду, сами проводили эти гонзо-расследования.

756198033455661.jpg
Георгий Кардава

Хантер Томпсон не оглядывался на нормы и общепринятые рамки, он их бесконечно нарушал. В сегодняшней Москве это вообще возможно? Тут ведь тоже есть разница между напиться и устроить дебош и тем самым стилем, который получил название гонзо.

 

Такое иногда точечно какие-то люди делают. И я должен сказать, что со стороны во мне это не вызывает чувства стыда. Мне кажется, что это какие-то человеческие проявления, когда вдруг хочется что-то такое сделать — странное и тем самым настоящее, как-то эту искусственную среду пошатнуть. Да, иногда это выглядит не особо красиво, и у этого, может быть, нет никакого смысла, но такое все равно как-то очень притягательно своей искренностью. А что касается осмысленности Хантера: он постоянно отчебучивал, но это был человек, за которым стоял свой манифест. Он не разделял работу и жизнь, постоянно пребывал в этом потоке, в этом состоянии, в этом своем стиле. Он его обрел и тут же принялся всем вокруг транслировать. Довольно бесстрашно. Сейчас, мне кажется, таких людей нет.

Нет бесстрашных?

 

Есть люди, внутри чувствующие какую-то несправедливость. Они хотят проявить позицию, но часто делают это с ощущением «сейчас мне точно прилетит». Все равно у нас всех присутствует сомнение, опасение. Наверное, потому что нет внутри точно сформулированного вектора «зачем», то есть просто есть некий импульс, что надо, потому что что-то происходит, много чего не устраивает людей в жизни, и поэтому они проявляют эти эмоции. Но за всем этим как будто нет точного понимания — а что нам со всем этим делать, со всеми нашими эмоциями. Хантер Томпсон в этом смысле просто насиловал среду. Он, допустим, баллотировался в мэры Аспена, разрабатывал стратегию, осуществлял ее. А потом в каком-то интервью говорил: «Да это все шутка была». Он утверждал своим примером — все возможно, нужно только захотеть. И действительно все, что ему хотелось, себе позволял.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
30 до 30. Мода и дизайн 30 до 30. Мода и дизайн

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Мода и дизайн

Forbes
Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина

Режиссер Алексей Мартынов — о необходимости в какой-то момент опираться на себя

РБК
Вышел из дома и не вернулся: трагичные судьбы детей – актеров советского кино Вышел из дома и не вернулся: трагичные судьбы детей – актеров советского кино

Слава не сделала их счастливыми, а судьба многих закончилась трагично

Cosmopolitan
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
6 фактов о «Властелине колец», о которых не знают даже толкиенисты 6 фактов о «Властелине колец», о которых не знают даже толкиенисты

То, что вы точно не знали о «Властелине колец»

Maxim
Первая помощь Первая помощь

Вашей пары больше нет. Как примириться с новой реальностью и жить дальше?

Psychologies
Красного прилива цвет Красного прилива цвет

О красных приливах бродит по миру множество слухов

Наука и жизнь
Жизнь коротка. Эссе Пола Грэма о вещах, на которые нужно перестать тратить свое ограниченное время Жизнь коротка. Эссе Пола Грэма о вещах, на которые нужно перестать тратить свое ограниченное время

Действительно ли жизнь коротка, или мы просто жалуемся на ее конечность?

Inc.
Не та профессия: почему девочки не идут в IT, STEM и другие важные сферы Не та профессия: почему девочки не идут в IT, STEM и другие важные сферы

Как помочь сегодняшним девочкам стать увереннее в себе завтра

Forbes
«Проснулась и поняла, что ничего не вижу»: как я живу с редкой болезнью «Проснулась и поняла, что ничего не вижу»: как я живу с редкой болезнью

Как живет женщина, которой диагностирован оптиконевромиелит

Psychologies
Накопительный эффект Накопительный эффект

Как детей в разном возрасте учить финансовой грамотности

OK!
Выгорание в середине жизни: как узнать, что это происходит с вами Выгорание в середине жизни: как узнать, что это происходит с вами

Работа, семья, обязанности по дому — кажется, всему этому нет ни конца, ни края

Psychologies
Капитаны дорогого плавания Капитаны дорогого плавания

Кто и зачем идет работать на крупные частные яхты?

Forbes Life
Не только кашель: 7 признаков рака легкого, которые нельзя игнорировать Не только кашель: 7 признаков рака легкого, которые нельзя игнорировать

На что нужно обратить внимание, чтобы не пропустить и не запустить рак легких

Cosmopolitan
Никаких симптомов: каждый пятый болен предиабетом и не знает об этом Никаких симптомов: каждый пятый болен предиабетом и не знает об этом

Что такое предиабет и как предотвратить его развитие?

Cosmopolitan
Ошибка врачей, тайная свадьба и развод: личные драмы Агаты Муцениеце Ошибка врачей, тайная свадьба и развод: личные драмы Агаты Муцениеце

В детстве Агата Муцениеце и не мечтала о такой популярности

Cosmopolitan
Лучшие цитаты о соблазнении и сексе самых знаменитых красавиц всех времен Лучшие цитаты о соблазнении и сексе самых знаменитых красавиц всех времен

Ты бы онемел от смущения, если бы тебе довелось заговорить с одной из них!

Maxim
От От

На дорогах России стали встречаться беспилотные автомобили: кто их производит?

Популярная механика
По своим правилам По своим правилам

Актриса Светлана Ходченкова тщательно оберегает свое личное пространство

OK!
Любовь или война? Почему мы ссоримся с партнером и как это исправить Любовь или война? Почему мы ссоримся с партнером и как это исправить

Как складываются сценарии домашних «войн»?

Psychologies
Как в воду глядеть… Как в воду глядеть…

Стиль этой квартиры — смесь современного и скандинавского направлений

Идеи Вашего Дома
Деморализующий кнут: почему самобичевание не приводит к успеху Деморализующий кнут: почему самобичевание не приводит к успеху

Отрывок из книги «Самосострадание» Кристин Нефф

Forbes
Высокомерие и любовь к сплетням: самая раздражающая черта каждого знака зодиака Высокомерие и любовь к сплетням: самая раздражающая черта каждого знака зодиака

Чем ты больше всего бесишь других людей?

Cosmopolitan
Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente» Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente»

Самобытный, разноплановый российский актер Борис Хвошнянский

Коллекция. Караван историй
Неотразимый: 6 небанальных бьюти-средств, которые должны быть у каждого мужчины Неотразимый: 6 небанальных бьюти-средств, которые должны быть у каждого мужчины

Мужчинам тоже пора покупать косметичку

Playboy
Палеонтологи описали древнейшую бокошейную черепаху из Северной Америки Палеонтологи описали древнейшую бокошейную черепаху из Северной Америки

Древнейшая черепаха обитала в прибрежных морских водах 95-96 миллионов лет назад

N+1
Как разрешить затяжной семейный конфликт Как разрешить затяжной семейный конфликт

Психолог: как разрешить конфликт в семье и сохранить отношения

Psychologies
Васаби, японский хрен или китайская зелёная горчица Васаби, японский хрен или китайская зелёная горчица

Приправа, о которой многие слышали, но мало кто знает, что это такое

Наука и жизнь
Вы свободны! Вы свободны!

От чего зависит независимость российских фрилансеров и их будущее

РБК
Открыть в приложении