Забрать, чтобы вернуть
Демпфер на зерно начнет действовать в России со 2 июня, а на подсолнечное масло — с 1 сентября
С начала этого года государство усилило меры регулирования рынков. Введение плавающих экспортных пошлин на зерно и подсолнечное масло должно стабилизировать внутренние цены на продукцию и снизить их зависимость от внешней конъюнктуры. Собранные на этом деньги государство обещает возвращать сельхозпроизводителям в виде дополнительных инвестиций. Но как будет работать эта схема, рынку непонятно до сих пор.
Об идее зернового демпфера российские власти активно заговорили в конце января. Суть его такова: размер плавающей вывозной пошлины на зерно будет зависеть от экспортных цен, а всю полученную прибыль направят сельхозпроизводителям. «Механизм зернового демпфера призван создать долгосрочные понятные условия для работы отрасли. Деньги, которые поступят в виде экспортной пошлины, а по факту это будут деньги с внешних рынков, вернутся в виде дополнительных инвестиций в наше сельское хозяйство. Это с одной стороны. А с другой — это позволит предотвратить перенос колебаний цен внешнего рынка на наши внутренние рынки», — пояснял министр экономического развития Максим Решетников 4 февраля. А уже 6-го премьер-министр Михаил Мишустин утвердил формулу расчета гибкой вывозной пошлины на пшеницу, кукурузу и ячмень за пределы ЕАЭС в рамках зернового демпфера, которая начнет действовать со 2 июня.
Вводить или не вводить подобную меру на рынке подсолнечного масла, чиновники сомневались дольше. Но 7 апреля глава правительства все же подписал соответствующее распоряжение. Плавающая экспортная пошлина на масло будет защищать внутренний рынок от внешнего влияния с 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022-го. Вкупе с действующей пошлиной на подсолнечник (с 1 июля этого года по 31 августа следующего вывоз главной масличной культуры будет облагаться пошлиной по ставке 50%, но не менее чем $320/т, кроме того, до 31 августа 2022-го продлевается действие пошлины в 30% на рапс) это позволит отрегулировать объемы поставок за рубеж и переориентировать участников рынка на экспорт сельхозтоваров с высокой добавленной стоимостью, а также даст возможность стабилизировать цены на эти товары на внутреннем рынке, рассчитывает правительство.
При мировой цене пшеницы до $200/т пошлина взиматься не будет
Принцип действия
Для расчета гибкой пошлины на зерно будут использоваться данные о цене зарегистрированных на бирже экспортных контрактов на пшеницу, ячмень и кукурузу. Постановлением Мишустина участников рынка обязали информировать биржи о параметрах таких сделок. Рассчитываться пошлина будет еженедельно на основе данных по ценам предыдущей недели. Заниматься этим станет Минсельхоз. При мировой цене пшеницы до $200/т пошлина взиматься не будет. При цене, превышающей эту сумму, она составит 70% от разницы базовой цены и $200. Для ячменя и кукурузы индикатор установлен на уровне $185/т.
Пошлина на подсолнечное масло составит 70% от разницы между базовой ($1 тыс./т) и индикативной (среднее арифметическое рыночных цен за месяц) ценами, минус корректирующий коэффициент ($50/т). Рыночным ориентиром для расчета ставок станут данные собственного мониторинга цен компании Refinitiv. Ценовые котировки Refinitiv на растительные масла существуют с 1980 года, напоминает аналитик аграрных рынков Черноморского региона компании Ольга Граб. Опираться при мониторинге Минсельхоз станет, в частности, на котировку Sunflower SUNF-EXTANK-P1, размещенную в информационно-аналитическом терминале Eikon. Обновление информации происходит ежедневно на основе данных рыночных источников о ценах на подсолнечное масло в основных европейских торговых портах.
«Технические сложности в предоставлении цифр мониторинга Refinitiv для расчета пошлин исключены, поскольку наша компания имеет большой опыт подобной работы и гарантирует надежность ценовых индикаторов и их соответствие требованиям международных стандартов, — уверяет Граб. — Гораздо более сложными для участников рынка станут вопросы учета полученных ставок пошлин при заключении экспортных контрактов». Возможно, по аналогии с уже введенными пошлинами на экспорт зерновых будет некий переходный период (на рынке зерна он действует с 1 апреля), когда рынок масла будет оценивать работу нового механизма и размер экспортной пошлины. Экспортерам нужно будет сопоставить ее размер с динамикой цен на физическом рынке, как на внутреннем, так и на внешнем, что может занять какое-то время.
То, что рынку нужен переходный период, понимает и государство. Максим Решетников ранее в разговоре с президентом страны Владимиром Путиным признавал, что сейчас в России, несмотря на то, что она является крупнейшим в мире экспортером п шеницы, нет своего индикатора по зерну и развитой биржевой торговли. «Нам срочно нужно развивать биржевую торговлю по зерну, чтобы была своя биржа, чтобы был значимый оборот, чтобы был свой индикатор», — говорил он. Именно поэтому на зерновом рынке с 1 апреля была запущена регистрация контрактов — в качестве своеобразной подготовки к работе с плавающими пошлинами.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько отмечает, что к бирже возникает очень много вопросов. «К 1 апреля компании только начнут посылать контракты на биржу, потренируются, а потом запустят сам механизм», — рассказывал он «Агроинвестору». По мнению эксперта, при расчете индикатора возникнут колоссальные проблемы.
По словам директора аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова, новая схема расчета пошлин ничем не лучше предыдущей, когда ставки были фиксированными. «Все эти пошлины и ограничения не нужны. Все эти идеи — это изъятие денег из карманов сельхозпроизводителей. При расчете индикатора не стоит задача что-то улучшить или упростить жизнь сельхозпроизводителям или трейдерам. Это нужно, чтобы упростить сбор налогов. Они будут считать не от конкретной сделки, а от какого-то своего индикатора», — комментирует он.
Для правильного развития биржевой торговли зерном должна быть проделана огромная работа со стороны биржи, считает Сизов. Необходимо объяснить плюсы этого процесса для производителей и потребителей, почему им нужно быть на бирже и почему они могут там хеджировать. «Нужно придумать инструмент, который бы пользовался спросом на рынке. Скажем, контракт в Воронежской области, мягко говоря, не кажется идеальным, пока весь рынок еще торгуется от SPT Новороссийск, — рассуждает он. — То есть нужно решить две задачи: объяснить рынку, почему это нужно, и предложить ему подходящий инструмент, а эти задачи пока не решены. Сейчас просто пытаются палкой загнать бизнес на биржу, и ничего хорошего в этом нет».
Экспортеры зерна тормозят закупки
Плавающая пошлина на экспорт зерна, пожалуй, самая противоречивая мера последнего времени, существенно повлиявшая на мировой рынок в этом маркетинговом году, сказал председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин в интервью журналу «Мельник». «Для понимания ситуации недостаточно высказать свою позицию по данному вопросу. Она, безусловно, негативная, как и у других рыночных игроков и многочисленной околорыночной тусовки. Однако выражением своего негатива проблему точно не решить, — считает он. — Мы видим своей задачей ограничить применение плавающей пошлины новым сезоном, а точнее — 2021 календарным годом». Если это произойдет, то потери фермерского сектора от падения цен будут локализованы и не повлияют на производственные планы и севооборот 2022 года, полагает Зернин.
В начале апреля СМИ стали сообщать о том, что экспортеры зерна из России стали резко снижать закупочные цены из-за того, что не имеют возможности спрогнозировать размер пошлины на дату исполнения контракта. Согласно индексу закупочных цен, который Союз экспортеров зерна рассчитывает на основе публикаций в интернете коти ровок входящих в него компаний, закупочные цены на пшеницу в мелководных портах за первые дни апреля упали сразу на 5,1%. Средневзвешенная за купочная цена на пшеницу (протеин 12,5%) с 1 апреля снизилась с 13,5 тыс. руб. до 12,8 тыс. руб./т (на 5,1%). С начала года падение составило 15,6%.