Спаржевый стартап
Предприниматель Олег Жолобенко выращивает деликатесную агрокультуру в Черноземье
Российские площади посадок спаржи оцениваются примерно в пару сотен гектаров. Точной статистики по данному сегменту нет, так как агрокультуру выращивают в стране в очень малых объемах. Тем не менее в последние годы в секторе регулярно запускаются новые проекты. Один из них с 2019 года реализуется в Воронежской области. За этот период «Спаржа Черноземья» нарастила площади в пять раз и в этом году планирует собрать уже 60 т свежего продукта. В развитие производства фермер вложил 15 млн руб., которые, впрочем, уже окупились.
По оценке Национального союза производителей плодов и овощей (Плодоовощной союз), бо́льшая часть спаржи, потребляемой в России, завозится из-за рубежа. В 2023 году общий объем импорта составил почти 464,7 т, информирует директор по развитию Плодоовощного союза Елизавета Самигуллина. Основные страны-поставщики — Перу, Таиланд и Китай (см. график ниже).
В России это не традиционная для возделывания агрокультура, в первую очередь ввиду низкого уровня ее потребления. Спаржа остается в России элитным продуктом, что во многом связано с ее стоимостью — в рознице килограмм импортного деликатеса стоит как мраморная говядина, от 1,5 до 2 тыс. руб. Однако по этой же причине выращивание данной агрокультуры становится выгодным бизнесом. Аналитики агентства ROIF Expert отмечают: российское производство пока незначительно, но его динамика носит уверенно восходящий характер — в течение последних пяти лет объемы увеличились почти в 36 раз. Один из удачных «спаржевых» стартапов — КФХ «Спаржа Черноземья».
От топлива — к спарже
В сельское хозяйство предприниматель Олег Жолобенко пришел из топливно- энергетического сектора. «Я был управляющим сети АЗС “Лукойл”, но настолько сильно заинтересовался спаржей, что покинул компанию, в которой до этого успешно работал», — вспоминает фермер, основатель проекта «Спаржа Черноземья». Идея заняться выращиванием этой агрокультуры оформилась в 2018 году. У семьи был небольшой участок земли в поселке Ольховатка Воронежской области. И уже в 2019-м была сделана первая коммерческая посадка в 125 тыс. корней на площади 5 га (спаржа дает первые урожаи на второй год после высадки корней). Тогда же фермер разработал бизнес-план, обратился в Департамент аграрной политики региона и получил грант по программе «Начинающий фермер» в размере 1,5 млн руб.
Общие инвестиции в развитие проекта составили около 15 млн руб. По расчетам предпринимателя, окупиться вложения должны были за пять лет, что, в общем-то, и произошло. Однако, по словам Жолобенко, вернуть средства, инвестированные в производство на 5 га, можно и за три года, если при этих площадях есть вся необходимая инфраструктура, техника, оборудование и т. д. Ему же пришлось начинать с нуля: закупать не только посадочный материал, но и строить базу, приобретать трактора, холодильники, линию сортировки, резки и мойки продукции.
Спаржа является выгодной агрокультурой, утверждает фермер. «Инвестиции могут быть значительными, но при правильном управлении они довольно быстро окупятся, подтверждает Самигуллина. — Главное, чтобы хозяйство продавало свой товар по конкурентоспособным ценам, тогда оно может получить прибыль уже через несколько лет после начала проекта». Средний же срок окупаемости спаржевых проектов составляет примерно семь лет, рентабельность достигает 28 %, но эти показатели могут варьировать в зависимости от региона сбыта и цены реализации, отмечает эксперт.
Стоимость российской спаржи в магазинах ниже, чем импортной. Так, продукт из Перу, Мексики, Таиланда в торговых точках стоит до 2 тыс. руб./кг, тогда как отечественный — порядка 700–800 руб./кг, что делает его более предпочтительным для потребителя. «Преимуществом отечественной саржи, кроме заметно более низкой цены (на 60–70 %), является период ее созревания, который приходится на апрель-май, — добавляет партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина. — У основных экспортеров в эти месяцы как раз образуется перерыв в поставках, и наша спаржа становится эксклюзивной на рынке».
Первый урожай, собранный Олегом Жолобенко в 2020 году, составил примерно 2,5 т. Уже на второй год активной работы он смог расширить посадки. В нынешнем «спаржевом» сезоне, который начинается в Воронежской области в апреле, а заканчивается в середине июня, фермер надеется вырастить уже не менее 60 т спаржи. В этом году фермер высадил 600 тыс. корней на 25 га.
И все же спаржа в России пока еще остается экзотическим, элитным, нишевым продуктом, количество ее покупателей ограничено, обращает внимание предприниматель. Хотя даже в этом случае российскому производству есть куда расти. Расширить группу потребителей, увеличить спрос тоже вполне возможно, ведь отечественная продукция по цене доступна и для потребителей среднего класса. При этом пищевая ценность спаржи делает ее особо востребованной во время постов.
Дефицитный посадочный материал
Семена спаржи для получения урожая необходимо проращивать в течение трех лет, знает Самигуллина. Растения очень нежные, поэтому для промышленных масштабов рекомендуется использовать уже готовые двух- или трехлетние корни. Однако в России их практически не выращивают, а импортируют из других стран. «В настоящее время возникают сложности с поставками из-за границы», — констатирует она.
Основная сложность на старте бизнес-проекта «Спаржа Черноземья», помимо дефицита информации о технологии возделывания агрокультуры, состояла в отсутствии в России посадочного материала (корневищ), признается Олег Жолобенко. «Корни для посадок мы завозили из Нидерландов, там самая сильная селекция и отличные сорта — одни из лучших в мире, — делится он. — Сейчас с закупкой посадочного материала стало труднее — усложнилась логистика доставки, очень быстро растут цены, но пока справляемся».
О том, что посадочный материал приходится закупать за рубежом, говорят и другие производители этой овощной культуры. Компания «Долина спаржи» (Северная Осетия — Алания) является самым крупным производителем спаржи в стране. По информации Министерства сельского хозяйства республики, в 2023 году предприятие собрало 220 т этой культуры с площади 55 га, в его ассортименте 15 сортов спаржи. «Корневища растения для первых посадок в 2019 году мы приобретали в одном из ведущих питомников Евросоюза, в нидерландской компании Thwan van Gennip, — рассказывает гендиректор компании Валерий Ревазов. — Сейчас ввозить корни сложнее, а так как плантации спаржи нужно рекультивировать каждые 8–10 лет, мы стали задумываться о создании собственного питомника, чтобы не заказывать посадочный материал в Европе».