Как растет вывоз российской продукции пищепрома

АгроинвесторБизнес

Не только сырье

Как растет вывоз российской продукции пищепрома

Алена Белая

Курс на развитие экспорта продукции с добавленной стоимостью был задан президентом страны Владимиром Путиным несколько лет назад. С тех пор глобальной перестройки структуры поставок не произошло, однако некоторые сектора АПК действительно активизировали вывоз таких товаров. На дальней шее успешное завоевание мирового рынка могут рассчитывать мясная, молочная, масложировая, кондитерская отрасли и производители напитков.

Сельское хозяйство планомерно уходит от исключительно зернового экспорта, доля поставок продукции с высокой добавленной стоимостью растет, говорил весной министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев. В 2020 году удалось добиться существенной прибавки по этой категории. Так, по данным «Агроэкспорта», вывоз продукции пищевой и перерабатывающей промышленности увеличился по отношению к показателю 2019-го более чем на 15% до $4,5 млрд. Расширяется и география поставок: например, российское мороженое появилось уже в 35 странах, а российский мед — в 29.

Особенности номенклатуры

Объем российского экспорта за 2012–2020 годы рос в среднем в номинальном выражении на 5% в год, информирует начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Самые высокие темпы роста были в группах «мясо», «живой скот», «масличные», а самые низкие — в категориях «молочная продукция», «яйца» и «алкоголь». В структуре вывоза на сельскохозяйственное сырье (группы 1–15 ТН ВЭД) в прошлом году пришлось 77% от общей стоимости экспорта, а в 2012-м было 75%. «Конечно, можно считать мясо (код 02), растительное масло (15-й код) или муку (входит в 11) тоже продукцией с высокой добавленной стоимостью, хотя по номенклатуре это все-таки сырье», — поясняет эксперт.

Несмотря на трудности международной торговли в 2020 году, в целом почти по всем продуктам с добавленной стоимостью можно отметить положительную динамику за последние пять лет, комментирует партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Если выделять отдельные товары, то стоит отметить рост объемов по поставкам замороженной свинины (код ТН ВЭД 0203) и мяса КРС (код ТН ВЭД 0202). Однако среди лидеров по увеличению отгрузок по-прежнему сырье — пшеница и кукуруза.

И все же наиболее перспективными позициями для экспорта сейчас являются продукты пищевой промышленности (мороженое, масла, кондитерские изделия, продукция глубокой переработки зерновых), полагает эксперт. За счет высокого качества и низких логистических затрат российские товары смогут выиграть конкуренцию за европейский рынок у азиатских компаний, уверена она. Экспорт мороженого и продукции кондитерской отрасли направлен в основном на страны СНГ, где не хватает собственных мощностей для производства. При снижении внутренних цен на мясо птицы объемы экспорта данного вида продукта также могут увеличиться.

«Я достаточно скептически отношусь к перспективам активного наращивания поставок за рубеж готовой продукции пищевой промышленности, для мировой торговли это нехарактерно», — акцентирует внимание Дарья Снитко. По данным Comtrade, в глобальном экспорте из 100% связанных с мясом продуктов на готовые продукты из мяса приходится всего 24%. Поинтереснее выглядит структура торговли злаками и продукцией из них — доля готовых продуктов (преимущественно кондитерская продукция) здесь занимает около 42%. Однако сырье все еще составляет основу экспорта (см. график слева). По мнению эксперта, это объясняется прежде всего логистикой: транспортировать готовую переработанную продукцию обычно требуется в специальных условиях (рефрижераторы, например), часто это мелкие упаковки, а везти воздух нерентабельно. Также многие страны стараются стимулировать локализацию конечных стадий переработки, в которых формируется добавленная стоимость. Особенно это критично для развивающихся стран, а именно они являются реципиентами продуктового экспорта на глобальном уровне, аргументирует Снитко. Поддерживать в рамках процедур по продвижению российской продукции за рубежом готовую продукцию, конечно, необходимо, но важнее и эффективнее не ограничивать процесс расширения географии экспорта сырья, уверена она. Например, для пшеницы, где еще есть огромный потенциал роста на больших рынках Алжира, Индонезии.

По большинству товаров рентабельность экспортных продаж выше, чем реализации на внутреннем рынке, благодаря более высоким ценам, отмечает Инна Гольфанд. Так, например, экспортная стоимость кетчупов и соусов больше локальной примерно на 27%, водки — на 38%, мороженой рыбы — на 45%, а кормовой муки — на 10%. Если же дукции с добавленной стоимостью и сырья, то первая выигрывает не всегда, добавляет Снитко. Ключевой вопрос тут, откуда эта стоимость возникает. «Вижу несколько вариантов: очень дешевое по сравнению со страной-импортером исходное сырье, экспорт которого ограничен или запрещен — например растительное масло в случае действия пошлин на вывозные масличные — либо инновационная технология — редкий в пищевом бизнесе пример, концентраты соевого белка, — говорит она. — Еще вариант — уникальный бренд — тот же российский шоколад „Аленка“, но в данном случае требуется аккуратная защита торговых марок от копирования, а в ряде случаев производство под брендом все равно переезжает в страну-импортер».

Доля готовой продукции в глобальном экспорте

Масла, жиры и соусы

Самым массовым экспортируемым сельхозпродуктом с высокой добавленной стоимостью является растительное масло. И его вывоз из России будет ежегодно увеличиваться, уверен исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. Кроме того, отечественные компании активно вывозят за рубеж продукты из сои и рапса. В 2021 году объем всей реализованной за рубеж масложировой продукции может составить $6 млрд, а к 2030-му отрасль намерена достичь обновленного показателя федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в $8,6 млрд.

Поскольку отрасль является экспортоориентированной, цены внутри страны формируются в зависимости от мировой конъюнктуры. Поэтому для переработчика с экономической точки зрения неважно, на какой рынок отправится его продукция, его маржинальность от этого не изменится, утверждает эксперт. «Понимая, что объемы внутреннего потребления производители масложировой продукции обеспечили, они активно развивают экспорт», — говорит он.

Несмотря на увеличение поставок продуктов переработки масличных, вывоз сырья также растет. Отгрузки сои за рубеж с 2017 года выросли почти втрое (с 520 тыс. до 1406 тыс. т), рапса — в 3,5 раза (со 199 тыс. до 725 тыс. т). Внешняя торговля подсолнечником расширилась с 94 тыс. т в 2018 году до 1380 тыс. т в 2020-м. Однако введение экспортных пошлин в 2021-м, очевидно, резко сократит вывоз сырья в пользу продукции переработки.

В масложировой отрасли давно и надежно ключевое место в экспорте занимают масло и шрот, и даже при низких пошлинах речь не шла об активных поставках сырья, если говорить о подсолнечнике, обращает внимание гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. «У сои и рапса своя история, они имеют специфику — соевые бобы вывозятся с Дальнего Востока, где переработка развита недостаточно, в первую очередь в Китай, а рапс отправляется на перерабатывающие предприятия в Беларусь и другие страны Таможенного союза, масло же из них внутри России не так востребовано и производится не в таких объемах, как подсолнечное», — поясняет он.

Основная доля экспортной выручки «Эфко» приходится на масла и специализированные жиры. Доля жиров, маргаринов, соусов, то есть всего того, что относится к верхнему переделу, в экспортной выручке составляет около 15%. Компания работает на внешних рынках уже более 20 лет. В прошлом году совокупный вывоз превысил 1 млн т в натуральном выражении и $650 млн — в денежном. Это 35% от всей выручки и рекордный показатель для нашей компании, сообщает гендиректор «Эфко» Евгений Ляшенко. «Основной рост выручки пришелся на последние несколько лет, важную роль в этом сыграли меры, реализуемые в рамках национального проекта „Международная кооперация и экспорт“, — рассказывает он. — Увеличение объемов производства масличных в России и реализованный в свое время нашей компанией инфраструктурный инвестиционный проект по созданию глубоководного маслоналивного терминала на Тамани позволили нам занять лидирующие позиции в экспорте масложировой продукции». Сейчас «Эфко» поставляет продукцию более чем в 50 стран мира: основной объем — в Индию, Китай, Иран, Турцию и страны СНГ, но большие перспективы холдинг видит в увеличении отгрузок в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

В ближайшей перспективе к экспортной корзине группы может добавиться растительное мясо. «Рынок находится в стадии становления и, согласно нашим экспертным прогнозам, является очень перспективным, — подчеркивает топ-менеджер. — С учетом агроклиматических условий Россия вполне может занять от 5 до 10% мирового рынка в этом сегменте, а это порядка $10 млрд».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией

Рынки акций ждут тяжелые времена

Эксперт
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Кризис – время чудес Кризис – время чудес

Кризис среднего возраста — это время самого расцвета сил

Men’s Health
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте

Как привлечь инвестиции и как при этом избежать самых распространенных ошибок?

Inc.
Площадь свободы Площадь свободы

Что такое мастер-спальня и где можно ночью играть на пианино?

VOICE
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Неожиданная Азия Неожиданная Азия

7 вещей, которые нужно успеть сделать в Малайзии, если ты приехала впервые

Лиза
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Кочевые племена Кочевые племена

Хотите ли вы узнать, что ощущали русские землепроходцы?

Отдых в России
Живем один джаз Живем один джаз

7 вопросов, из которых Игорь Бутман сложил свою джазовую композицию

Men Today
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Ускользающая простота Ускользающая простота

Как Геннадий Шпаликов не нашел себе места в застое

Weekend
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты

Как рынку электроники привлекать новых клиентов?

Inc.
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Гений вещи Гений вещи

Сенсационные признания того самого мужа, который ничего не выбрасывает

VOICE
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
Открыть в приложении