«Когда вытаскиваешь наружу свои боли, начинаешь с ними справляться»
Театр лечит — уверена актриса Марьяна Спивак, которая больше 15 лет служит в «Сатириконе» имени Аркадия Райкина. В этом году работа Марьяны в спектакле «Р» номинируется на премию «Золотая Маска» за лучшую женскую роль второго плана. Как проработать на сцене детские травмы и почему в театре становятся детьми даже состоявшиеся артисты — в интервью ОK!
Пару лет назад вы сказали, что без театра не мыслите себя: без кино можно обойтись, а без театра — сложно. Что-то изменилось сейчас?
Сейчас так складывается, что в моей жизни больше кино, чем театра. Но я остаюсь при своем мнении, что театр — это тренажер для души, который необходим артисту. До выпуска «Р» у меня был большой перерыв: я играла уже идущие спектакли, но ничего нового не репетировала много лет. Когда стало известно, что в театре будут ставить «Р», у меня были бесконечные съемки, я не могла участвовать в спектакле. Очень переживала, но ничего не могла сделать — проекты уже были запущены. И случайным образом сложилось, что репетиции начались весной, а я закончила сниматься осенью, и у меня образовалась пауза. Хотя я была в совершенно убитом состоянии после полугода без выходных, всё же начала репетировать, и, мне кажется, именно театр меня вытащил — вот это переключение на живое общение, живой контакт, совместное придумывание спектакля.
Как театр развивает уже состоявшегося артиста, который успел поработать в разных проектах?
В театре мы все дети, мы все ничего не умеем. Мнимая свобода и опыт, который приобретаешь с количеством проектов, — это шелуха, которая с тебя слетает, как только оказываешься со зрителем один на один. Ты понимаешь, что учиться никогда не поздно и впереди целая бездна открытий. Как раз очень полезно сбивать с себя шелуху штампов, которой волей-неволей обрастаешь, пока переходишь из проекта в проект. В кино в основном используют устоявшийся образ артиста, а театр дает возможность самовыражения в абсолютно разных ипостасях. С помощью грима, художественных приемов можно изобразить кого угодно. В театре нет границ. Например, в «Р» я играю дочь, а Алёна Разживина, которая младше меня, — мою мать.