Конструктивизм представил миру множество новаторских идей

Правила жизниКультура

Из чего складывается конструктивизм

Записали Екатерина Лаврентьева, куратор выставки «Логос: голос конструктивизма» и Полина Стрельцова, старший куратор центра «Зотов»

98dd14b883ad7d0658126b0d4194222b_ce_2000x1667x0x178.jpg

Конструктивизм представил миру множество новаторских идей: они проявились в архитектуре, дизайне, театре; охватили такие новые для своего времени медиа, как кино и фотография. Сто лет назад небольшая группа художников, утверждавшая ясность содержания и формы, создала одно из самых ярких направлений XX века. Однако конструктивизм едва ли дал практические результаты в том масштабе, который был задуман его авторами.

Конструктивизм представил миру множество новаторских идей: они проявились в архитектуре, дизайне, театре; охватили такие новые для своего времени медиа, как кино и фотография.

Сто лет назад небольшая группа художников, утверждавшая ясность содержания и формы, создала одно из самых ярких направлений XX века. Однако конструктивизм едва ли дал практические результаты в том масштабе, который был задуман его авторами. Они хотели изменить всю предметно-пространственную среду и предложить новый национальный художественный код. Отсюда сложность с однозначным определением самого понятия «конструктивизм». Это стиль? Направление? Философия? Идея?

«Искусство для жизни» или «производственное искусство», декларируемое конструктивистами, неотделимо от «искусства жизни» и самой жизни. Что определенно выводит этот термин за пределы чисто искусствоведческого дискурса. «Производственное искусство» стало для конструктивизма ответом на глобальную задачу переустройства реальности, концептом новой жизни. Что же удалось реализовать?

Что именно впиталось в художественную почву страны и мира, несмотря на десятилетия забвения? И получило продолжение годы спустя?

Дарья Филиппова, генеральный директор центра «Зотов»

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы собрали совместный проект редакции «Правил жизни» и команды центра «Зотов».

Алексей Ган: журнал «Кино-фот», 1922

Фаик Тагиров учился в Казанском архитектурно-художественном институте, в 1925 г. перевелся на полиграфический факультет Вхутемаса в Москве. Позднее на основе расформированного Вхутемаса (после 1927-го — Вхутеин) возникли несколько высших учебных заведений. Среди них — Московский полиграфический институт, где Тагиров преподавал в начале тридцатых, вел созданный им самим курс теории и практики шрифта.

Тагиров родился в семье учителя рисования, черчения и каллиграфии, реформатора татарской письменности, поэтому неудивительно, что он выбрал профессию художника книги. В 1930-е он экспериментировал с типографикой и технологией печати, а в 1960-х создал несколько гарнитур для восточных языков — хинди, корейского и пенджаби.

Обложка сборника «Вхутеин» напечатана в два цвета — красный и синий, с использованием технологии оверпринт. Композиция обложки построена динамично: Тагиров использует плоскости для акцентировки пространства и двух иллюстраций (проекта складного стула и городской застройки). Обложка выглядит новаторски благодаря развернутой от зрителя плоскости условного «планшета», на котором размещен архитектурный проект. Такой прорыв пространства листа не характерен для конструктивистской школы. Скорее всего, он вдохновлен работами Лисицкого и супрематическими композициями Малевича. Интересно, мог ли видеть Тагиров работы голландского дизайнера-графика Пита Цварта? Именно Цварт одним из первых стал работать с оверпринтом, добиваясь элегантности и выразительности на основе ограниченного коли- чества элементов — фотографии, типографики и цветных плашек (красной и синей).

Эль Лисицкий: сборник Владимира Маяковского «Для голоса»

Считается, что именно Лисицкий адаптировал язык супрематизма к полиграфическому дизайну. Но речь идет не только о внешнем сходстве: идентичности живописных плоскостей и плашек, белого фона холста и бумаги. Ключевая идея заключается именно в отношении к пространству условного «листа», ощущении вечного движения (состояния парения), в котором пребывают супрематические формы — или композиционные элементы страницы.

По отношению к книге Лисицкий употребляет глагол «строить». «Сказ про 2 квадрата» — своего рода манифест супрематизма в печатной графике — анонсирован автором как «сказ в шести постройках». Лицо новой книги, по словам Лисицкого, характеризуют не только «взрывной набор и фотомонтаж», но и особое отношение к ее конструкции. Книга перестает быть лишь полиграфической формой, становится пространственным объектом, инструментом для декламации, рупором. «Для голоса» — небольшая книжка, предназначенная для чтеца-декламатора, построена Лисицким на основе принципа, применяемого в телефонных справочниках. Названия стихотворений, зашифрованные в емких супрематических символах, вынесены на правую сторону страницы и видны все одновременно.

«Кинематографический» подход в дизайне книги начинается именно с Лисицкого. Продвигая идею книги как пространственной конструкции, он работает над созданием прежде всего динамического образа; акцентирует внимание на восприятии текстового и визуального контента во времени.

Выработанный Лисицким свободный и лаконичный язык, осмысленный технологически иконструктивно, стал впоследствии основой швейцарской школы графического дизайна, символом модернизма в полиграфии и рекламе. Это оказалось возможным, поскольку Лисицкий предложил не просто стилевое решение, а именнопринцип — систему соотношений элементов, динамическое видение пространства отдельного листа и всей книги в целом. И конечно — артикуляцию текста, которая «должна производить тот же эффект, что голос и жесты оратора».

Соломон Телингатер: Александр Безыменский «Комсомолия», 1928

Соломон Телингатер — уникальная для своего времени фигура. В каталоге его персональной выставки перечислено более семи десятков различных издательств, с которыми Телингатер работал сорок с лишним лет. Многогранный мастер-типограф, он умело адаптировался к актуальным веяниям культуры и искусства, новаторски переосмысливал графические тренды. Вначале его кумирами были Нарбут, Митрохин, Добужинский — он увлечен линией, силуэтом, балансом черного и белого в рисунке. Затем, после случайного знакомства створчеством Лисицкого, становится последователем «взрывного набора и типомонтажа». С 1953 года увлеченно работает надсозданием авторских шрифтов, использует каллиграфические композиции как основной элемент оформления обложки книги.

Типографию он называл своим главным университетом — невпример Лисицкому, считавшему, что задача дизайнера состоит втом, чтобы дать указания наборщику, аавторский надзор инепосредственная работа сматериалом наборной кассы невходят вего полномочия. Долгожданная встреча с Лисицким состоялась в 1927 году. Она привела ксовместному оформлению «Путеводителя поВсесоюзной полиграфической выставке». Оформление книги Безыменского «Комсомолия» — первая масштабная работа Телингатера. Здесь удивительным образом соединились два подхода кдизайну книги. Содной стороны, крупный ренессансный формат и верстка набора практически по канону Ван де Граафа. С другой — артикуляция текста, использование фотомонтажа. Телингатер создает зрительную иерархию восприятия текста, выделяя определенные строки размером и цветом, ставит буквы наквадратные красные плашки. Наклоняет строки, буквально втискивает фотоизображения исхематичные рисунки-пиктограммы между строк, используя их как своего рода иероглифы, уточнения к словам. Таким образом поэма Безыменского приобретает характер визуальной декламации.

Варвара Степанова: обложка методического пособия для библиотек «Вечер книги»

«Мы — вчера художники, сегодня — конструктора. Наше дело сегодня — кружка, половая щетка, сапоги, каталог», — писали Ган, Родченко, Степанова в манифесте Первой рабочей группы конструктивистов в 1922 году. Тогда же Степанова предпринимает первые шаги в театрально-декорационном искусстве: работает над спектаклем «Смерть Тарелкина» (постановка театра Мейерхольда). Родченко и Степанова воспринимают театр как площадку для экспериментов и средство популяризации нового искусства, основная цель которого — реорганизация жизни и быта. Костюмы и декорации становятся демонстрацией конструктивных и утилитарных принципов в дизайне одежды и предметно-бытовой среды.

В 1923–1924 гг. Степанова проектирует спортодежду для Академии коммунистического воспитания (АКВ) — физкультпарады теперь становятся частью любого агитационно-массового действа. Спектакль «Вечер книги» создается как образец постановки, посвященной ликвидации безграмотности и пропаганде революционной литературы.

Центральная декорация на сцене — раскрытая книга, между страниц «спрятаны» герои книг — актеры постановки. Каждый герой — олицетворение того или иного литературного жанра: любовного романа (Мадам Вербицкая), детективной истории (Нат Пинкертон), агитизданий (девушка и юноша в стилизованных костюмах крас- ноармейцев). Степанова разработала типовые рекламные материалы для подобных постановок. Вместе с текстом пьесы и фотографиями спектакля они вошли в брошюру «Вечер книги» — своего рода методическое пособие по организации мероприятий по приобщению публики к культуре чтения.

Композиция обложки построена на основе центральной симметрии — знаковом приеме для рекламы конструктивизма. Ось подчеркнута посредством фотомонтажа — Степанова чередует свой фотопортрет и лицо Виталия Жемчужного, режиссера АКВ. Снимки Степановой иЖемчужного вразных ракурсах были сделаны специально для этого проекта Александром Родченко. Шрифтовые надписи — заглавие брошюры «Вечер книги» и название издательства «Красная новь» — вычерчены по линейке и представляют собой характерный конструктивистский «леттеринг».

В творческом тандеме Родченко и Степановой именно последней принадлежала роль «дирижера информации», как ее называли коллеги. Степанова старалась максимально рационализировать издательское дело, в 1928 — 1930-х гг. она создала макеты около десятка изданий, среди них «Радиослушатель», «Даешь», «Современная архитектура».

Конструктивизм вверстке изданий означает нетолько узнаваемую эстетику, но и функциональный подход к размещению материала. На вечере памяти худож- ницы в 1960 году Василий Катанян вспоминал, как Степановой дали переверстать один из номеров «Комсомольской правды», используя разнообразную акцентировку текста. В итоге оказалось, что в номер могло бы вместиться еще 25–30% материала. Дисциплина и организованность, за которые ратовали конструктивисты, создавали и узнаваемый графический облик, и работали непосредственно на технологичность процесса производства любой вещи.

Фаик Тагиров: обложка сборника «Вхутеин», 1929

Фаик Тагиров учился в Казанском архитектурно-художественном институте, в 1925 г. перевелся на полиграфический факультет Вхутемаса в Москве. Позднее на основе расформированного Вхутемаса (после 1927-го — Вхутеин) возникли несколько высших учебных заведений. Среди них — Московский полиграфический институт, где Тагиров преподавал в начале тридцатых, вел созданный им самим курс теории и практики шрифта.

Тагиров родился в семье учителя рисования, черчения и каллиграфии, реформатора татарской письменности, поэтому неудивительно, что он выбрал профессию художника книги. В 1930-е он экспериментировал с типографикой и технологией печати, а в 1960- х создал несколько гарнитур для восточных языков — хинди, корейского и пенджаби.

Обложка сборника «Вхутеин» напечатана в два цвета — красный и синий, с использованием технологии оверпринт. Композиция обложки построена динамично: Тагиров использует плоскости для акцентировки пространства и двух иллюстраций (про- екта складного стула и городской застройки). Обложка выглядит новаторски благодаря развернутой от зрителя плоскости условного «планшета», на котором размещен архитектурный проект. Такой прорыв пространства листа не характерен для конструктивистской школы. Скорее всего, он вдохновлен работами Лисицкого и супрематическими композициями Малевича. Интересно, мог ли видеть Тагиров работы голландского дизайнера-графика Пита Цварта? Именно Цварт одним из первых стал работать с оверпринтом, добиваясь элегантности и выразительности на основе ограниченного количества элементов — фотографии, типографики и цветных плашек (красной и синей).

Николай Ильин: обложка книги «Умело пользуйся плакатом», 1928

Конструктивисты видели графический дизайн одной из основных сфер самореализации. Типографика по своей сути структурна, иерархична, тесно связана с технологией. Ее свойства созвучны другому технологичному искусству — архитектуре. Неслучайно два знаменитых художника, ставшие талантливыми графическими дизайнерами, получили профессию архитекторов: Эль Лисицкий и Николай Ильин. Последний при этом сочетал в себе творческий подход к дизайну и скрупулезное внимание к особенностям технологического процесса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рождение легенды: как появился «тот самый» шрифт для логотипа «Вокруг Света» Рождение легенды: как появился «тот самый» шрифт для логотипа «Вокруг Света»

«Вокруг света» — журнал с историей

Вокруг света
Если бы не цена... Пятое поколение Toyota RAV4 Если бы не цена... Пятое поколение Toyota RAV4

Ездить на Toyota RAV4 — это управлять мечтой

4x4 Club
Евгений Хапов. Мой первый электрический... Евгений Хапов. Мой первый электрический...

Мне впервые предложили покататься на полностью электрическом кроссовере

4x4 Club
На тканях эпохи викингов обнаружили кармин и кермес На тканях эпохи викингов обнаружили кармин и кермес

Викинги использовали очень редкие пигменты для Северной Европы того времени

N+1
Евгений Плющенко: чемпионство с винтами в спине Евгений Плющенко: чемпионство с винтами в спине

История о риске всем ради спортивного успеха

Maxim
На пути к другим галактиками: восемь лучших фильмов про космос На пути к другим галактиками: восемь лучших фильмов про космос

Лучшие художественные фильмы про космос, межпланетные полеты и другие миры

Forbes
Частое кормление привело к перееданию у грудных детей Частое кормление привело к перееданию у грудных детей

Частое кормление грудного ребенка приводит к лишним килокалориям

N+1
Искусственный интеллект в психотерапии: польза или вред — мнение психологов Искусственный интеллект в психотерапии: польза или вред — мнение психологов

Психологи — о возможностях ИИ в области психологических запросов

Psychologies
«Экстренно переехал в другую страну, а языка не знаю»: что делать, объясняет психолог «Экстренно переехал в другую страну, а языка не знаю»: что делать, объясняет психолог

Как пережить смену локации с минимальными потерями и влиться в новую культуру

Psychologies
Весенняя подзарядка Весенняя подзарядка

Как уберечь ребенка от стресса и перегрузок в учебе?

Лиза
9 причин, почему хорошие девочки влюбляются в плохих парней 9 причин, почему хорошие девочки влюбляются в плохих парней

Почему девушки нередко выбирают себе в партнеры «плохих парней»

Psychologies
Пиявки семидесятой широты Пиявки семидесятой широты

Что заставляет арктических червей темнеть

Наука
Как украшения влияют на человека: выбираем правильные акскессуары Как украшения влияют на человека: выбираем правильные акскессуары

Аксессуары способны полностью изменить ваш стиль

VOICE
Оливия Мэннинг: «Друзья и герои. Балканская трилогия». Жизнь на фоне катастрофы Оливия Мэннинг: «Друзья и герои. Балканская трилогия». Жизнь на фоне катастрофы

Продолжение истории молодой пары Гарриет и Гая на фоне Второй мировой войны

СНОБ
Сапиосексуалы: влюбленные в интеллект Сапиосексуалы: влюбленные в интеллект

Может ли ум быть афродизиаком?

Psychologies
Пчелиная хватка Пчелиная хватка

«Рой»: триллер-пародия на все жанры поп-культуры разом

Weekend
Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми: 3 главных посыла — советы психолога Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми: 3 главных посыла — советы психолога

Три сообщения, которые нужно обязательно передать своим детям

Psychologies
Бурятия и ее чувство льда: 5 причин побывать на замерзшем Байкале Бурятия и ее чувство льда: 5 причин побывать на замерзшем Байкале

Хоть раз увидеть и услышать самое глубокое в мире озеро зимой нужно каждому

Вокруг света
Этот пассажирский самолет может облететь весь мир со скоростью 9 Махов Этот пассажирский самолет может облететь весь мир со скоростью 9 Махов

Чем SR-71 «Blackbird» отличается от других гиперзвуковых самолетов?

ТехИнсайдер
В Южной Африке опасная кобра попала в кабину пилота! Он спас всех пассажиров В Южной Африке опасная кобра попала в кабину пилота! Он спас всех пассажиров

Пилотов готовят к множеству сценариев, но точно не к борьбе со змеями в кабине

ТехИнсайдер
ИИ как платформа: какие перспективы уже показала технология машинного обучения ИИ как платформа: какие перспективы уже показала технология машинного обучения

Почему машинное обучение взбудоражило мировую общественность?

Forbes
Искусство создания логотипов. Как десять ведущих брендов искали свой образ Искусство создания логотипов. Как десять ведущих брендов искали свой образ

У некоторых компаний есть истории, связанные с появлением их бренда и логотипа

4x4 Club
Генетически отредактированный рис вырос в имитаторе марсианского грунта Генетически отредактированный рис вырос в имитаторе марсианского грунта

Генетически отредактированный рис может выжить в марсианском грунте

N+1
Jaguar, Range Rover и Defender дистанцируются от Land Rover Jaguar, Range Rover и Defender дистанцируются от Land Rover

Кажется пришло время попрощаться со старым добрым Land Rover

4x4 Club
Горячие точки. Эти места считаются самыми жаркими в мире Горячие точки. Эти места считаются самыми жаркими в мире

Жарче, чем в этих пяти местах, не бывает нигде!

ТехИнсайдер
Милая история! Орел напрасно высиживал камень, поэтому люди втайне подкинули ему птенца-сироту Милая история! Орел напрасно высиживал камень, поэтому люди втайне подкинули ему птенца-сироту

Даже в природе есть примеры того, что семья не всегда подразумевает кровные узы

ТехИнсайдер
Комплекс матери Терезы: проверь, не слишком ли ты добрая (это мешает жить!) Комплекс матери Терезы: проверь, не слишком ли ты добрая (это мешает жить!)

Приходится ли тебе время от времени слышать «Ну ты прямо мать Тереза!»?

VOICE
Как бороться с отёками Как бороться с отёками

Как распознать нарушения лимфотока?

Здоровье
Настройка звука Настройка звука

Звуковые медитации считаются лучшим способом восстановить силы

Grazia
Гости становятся хозяевами Гости становятся хозяевами

Почему аренда квартир на курортах популярнее, чем проживание в гостиницах

Деньги
Открыть в приложении