Мясной нетто-экспортер
Объем вывоза продукции животноводства по итогам 2023 года впервые превысил 1 млн т
Отечественные производители мяса продолжают ставить новые рекорды по экспорту, несмотря на усложняющие работу факторы: с прошлого года Россия и в деньгах вывозит мясной продукции больше, чем ввозит . 2024-й тоже начался с увеличения отгрузок всех видов мяса, росту способствует выход на новые рынки, а также расширение сотрудничества с уже открытыми. Всего российская мясная продукция имеет разрешение на экспорт почти в 100 стран и регулярно работает более чем с 60.
Стоимость экспорта мяса и мясных продуктов (включая готовые изделия, но без живого скота) из России по итогам 2023 года впервые превысила стоимость его импорта — $1,8 млрд против $1,75 млрд, оценивал ранее Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Иными словами, наша страна стала нетто-экспортером и по стоимости мяса, в натуральном выражении это случилось еще в 2021 году. Россия не только является нетто-экспортером мяса, но и занимает заметное место на мировом рынке, комментирует руководитель Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. В прошлом году общий объем вывоза животноводческой продукции (включая живых животных и непищевые товары) составил 1 млн т. «Благодаря активной работе Россельхознадзора и Минсельхоза наша мясная продукция имеет доступ на рынки почти 100 государств и регулярно отгружается более чем в 60 стран, — обращает внимание он. — При этом в большинстве своем мы вывозим товарные позиции, которые в России не очень востребованы, такие как свиные ноги, пятачки, куриные лапы. Это позволяет отечественным производителям увеличивать уровень маржинальности, ведь продавать эту продукцию на мировом рынке можно по более выгодным ценам, чем внутри страны».
Исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев подтверждает: в числе наиболее популярных товаров для экспорта, например, в Китай находятся куриные лапы, сегментированные крылья, стрипсы. Первый контейнер свиных субпродуктов в этом году отправил в КНР «Мираторг». А на рынках Ближнего Востока, в частности Дубая, пользуется спросом российский калиброванный цыпленок весом 1,1–1,2 кг. Именно эти позиции будут и в дальнейшем составлять ядро развития экспорта, полагает эксперт.
Свинине нужны новые рынки
В прошлом году отечественным предприятиям свиноводческой отрасли удалось продемонстрировать прорывной результат в части международной торговли, напоминает гендиректор Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев. «После падения в 2022-м отгрузок на внешние рынки на 10–15 % по итогам 2023-го российские участники рынка свинины нарастили этот показатель на 38 %, продав на внешние рынки в общей сложности 240 тыс. т продукции свиноводства», — информирует он. В число экспортных позиций вошли не только субпродукты и шпик, но и живые свиньи, мясо.
Дальнейшее серьезное наращивание отгрузок по направлениям, которые уже открыты для отечественных поставщиков свинины за рубежом, практически невозможно, считает эксперт. «Мы уже везде, куда осуществляем поставки, занимаем достаточно весомые позиции, — утверждает он. — В частности, в Беларуси и во Вьетнаме — на каждый из этих рынков ежегодно отправляется по 90 тыс. т продукции отрасли». Продолжает увеличиваться вывоз в Монголию и Сербию, однако эти отгрузки компенсируют выпавшие объемы в Казахстан, который с конца сентября прошлого года закрыт для российского экспорта из-за регистрации АЧС.
Спрос в части видов свиноводческой продукции не меняется. У каждой страны-покупателя свои предпочтения. В Беларуси это мясо и шпик, во Вьетнаме — мясо и субпродукты. В целом потенциал экспорта свинины без Китая — порядка 250 тыс. т, и его отечественные предприятия почти освоили, обращает внимание Ковалев. «В перспективе с учетом КНР мы сможем нарастить вывоз еще на 150–250 тыс. т, однако в этом году большим успехом будет отправка в республику хотя бы 20– 25 тыс. т», — считает он.
По оценке НСС, за первый квартал текущего года отгрузки свиной продукции увеличились на 5 %, до 55 тыс. т. «И эта цифра пока не включает Китай, поскольку в первом квартале туда поставок с нашей стороны практически не было, — подчеркивает Ковалев. — По состоянию на начало мая в КНР мы отправили только один контейнер, в общем объеме нашего экспорта он не имеет никакого принципиального значения».
НМА оценивает прирост вывоза свиноводческой продукции в страны дальнего зарубежья по итогам января — марта в 13 % относительно аналогичного периода 2023-го. Лидером по закупкам по-прежнему является Вьетнам, куда уходит свыше 60 % общего объема экспорта. «Нашими традиционными покупателями, как и в прошлом году, остаются Сербия, Гонконг, Монголия», — добавляет Юшин. При этом на долю отгрузок кусковой свинины в страны дальнего зарубежья приходится порядка 60 %, на субпродукты — около 36 %. Туда также поставляются живые свиньи.
По странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) тоже отмечается положительная динамика: по итогам первого квартала вывоз продукции свиноводства туда вырос на 5 %, продолжает руководитель НМА. Основной покупатель — Беларусь, на которую приходится 93 % поставок. В соседнюю республику в основном продаются отрубы — порядка 95 %, а также субпродукты. Юшин прогнозирует, что по итогам 2024 года экспорт свинины должен показать положительную динамику.
Сами компании также сообщают об увеличении объемов внешней торговли. Значительный прирост по итогам 2023 года продемонстрировала компания «Агроэко», которая отправила за рубеж почти 15,5 тыс. т продукции свиноводства — на 413 % больше, чем в 2022-м. Около 7 тыс. т от общего объема вывоза составила продукция нового мясоперерабатывающего предприятия (МПП): полутуши, крупнокусковые отрубы и субпродукты, что стало новым направлением в экспорте для агрохолдинга. Кроме того, «Агроэко» поставляет за рубеж живых животных.
ГК «Сибагро» за I квартал 2024 года отправила в другие страны 3,5 тыс. т продукции свиноводства. Прирост в сравнении с аналогичным периодом 2023-го превысил 18 %. «Таких результатов удалось достичь за счет увеличения клиентской базы, расширения объема поставок на рынки Таможенного союза, а также планомерных отгрузок в Азию», — рассказывает директор департамента оптовых и корпоративных продаж агрохолдинга Ростислав Григорьев.
В текущем году компания осуществляет поставки своей продукции в Юго- и Северо-Восточную Азию, Таможенный союз. После снятия ограничений на ввоз свинины будут возобновлены отгрузки в Центральную Азию, в частности Казахстан. Кроме того, «Сибагро» работает над получением аттестации на экспорт свинины в Европу и Восточную Азию, изучает возможность вывоза этого вида мяса в Латинскую Америку.
По мнению Григорьева, на успешность экспорта влияет большое количество факторов: внутреннее производство в государстве-импортере, экономическое благосостояние населения, культурные особенности, географическое расположение конкретной страны. К тому же каждый рынок имеет свои предпочтения. «Например, во Вьетнаме и Гонконге любят отдельные виды субпродуктов, а также грудинку, а в странах Северо-Восточной Азии в последние годы более популярно обваленное мясо, оно, в отличие от полутуш, для дальнейшей работы не требует дополнительных переделов», — говорит он.
Существенно нарастила в отдельные страны ближнего зарубежья экспорт свинины и группа «Черкизово». Например, поставки в Беларусь и Армению почти в пять раз превысили объемы 2022 года, сообщается на сайте компании.
Птица — локомотив вывоза
За пять лет российский экспорт птицеводческой продукции увеличился на 63 %, следует из данных Национального союза птицеводов, которые приводятся на сайте «Агроэкспорта». В мировой торговле мясом птицы на Россию приходится более 2 %. По информации Agrifood Strategies, в прошлом году при производстве мяса птицы в 5 млн т поставки на внешние рынки составили 350 тыс. т, или 7 % общего объема выпуска. Президент компании Альберт Давлеев обращает внимание, что птица является основным экспортным продуктом в животноводческом секторе.
В первом квартале этого года вывоз продукции птицеводства, по информации НМА, увеличился в страны дальнего зарубежья на 3 %, до 61,4 тыс. т. Лидером по закупкам является Китай, на который приходится более половины всех поставок. Важное место, как и в предыдущие годы, занимает Саудовская Аравия — туда уходит чуть более 20 %. «Примечательно, что в Саудовской Аравии довольно высокие темпы прироста экспорта из России — свыше 20 %, — отмечает Юшин. — Отправляемая туда птица идет в розничные сети, что говорит о высоком доверии покупателей к нашей продукции». Такое же увеличение наблюдается и по вывозу во Вьетнам, хотя объемы поставок туда пока небольшие — менее 4 тыс. т, но динамика положительная, дополняет он.
Остальной объем распределяется между странами бывшего СССР, а также государствами Африки и Ближнего Востока. «Что касается стран ЕАЭС, то здесь обратная динамика — в первом квартале произошло небольшое снижение отгрузок (на 4 %), которое, возможно, будет компенсировано позже», — не исключает эксперт. В стоимостном выражении экспорт в страны союза составил $26 млн. Крупнейший покупатель — Беларусь, которая одновременно является и крупнейшим импортером птицы в Россию. На втором месте — Кыргызстан.
Хорошая динамика роста отгрузок на внешние рынки наблюдается в сегменте индейки. Согласно информации Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ), экспорт в этой категории в 2023 году составил 26,8 тыс. т, порядка 7 % всех зарубежных поставок российского мяса птицы. Из них 24,7 тыс. т пришлось на вывоз в страны дальнего зарубежья, 2,1 тыс. т — в ЕАЭС. По сравнению с 2022-м объем отгрузок индейки увеличился в натуральном выражении на 2,4 %, в стоимостном — на 14 %, с $70,2 млн до $80 млн. Всего же отечественную индейку в прошлом году покупали 35 стран. «Устойчивым трендом является более высокий рост выручки от экспорта, что связано с изменением ассортимента продаж за счет более дорогих товаров — филейной группы и готовой продукции — и общего роста цен на мясо индейки», — поясняет исполнительный директор НАПИ Анатолий Вельматов.