Импорт на замену
Российский АПК постарается сократить долю зарубежной техники и оборудования
В 2021 году доля иностранной сельхозтехники на отечественном рынке составила около 49 %. В первую очередь за рубежом закупаются комбайны, посевные комплексы и запчасти. Производство отдельных видов машин в России мало или совсем не развито, но приостановка деятельности иностранных компаний в связи с военной спецоперацией на Украине предоставила фору местным компаниям. Эксперты убеждены, что тренд на импортозамещение в перспективе принесет свои плоды, но быстро заместить ввоз не получится.
По данным Минсельхоза, в 2021 году российское производство сельхозтехники в стоимостном выражении достигло 218 млрд руб., что на 46 % больше уровня 2020-го. Это рекордный показатель за весь период постсоветского времени, подчеркивает агроведомство. Но одновременно выросли и поставки импортных машин на территорию страны, в связи с чем доля отечественной техники снизилась с 58 до 51 %, уточняет «Росспецмаш». «За прошедшие месяцы 2022 года объем выпуска агротехники пока сохраняется на уровне 2021-го, но из-за сложностей с поставками импортных компонентов существуют риски снижения производства», — предупреждает замдиректора ассоциации Денис Максимкин. По его словам, по отдельным комплектующим — трансмиссии, гидравлика, двигатели, подшипники — сохраняется высокая зависимость от ввоза из-за рубежа. Основные логистические цепочки после начала военной спецоперации России на Украине оказались нарушены, сельхозпредприятия столкнулись с нехваткой ремонтных запчастей, задержкой поставок техники, и во многих регионах страны это случилось перед стартом посевной кампании.
Компания «Агроуспех» (Ростовская область, более 12 тыс. га) в текущем году планировала обновить комбайны. Но от этой идеи пришлось отказаться, поскольку цены на импортную технику выросли в два раза. По ремонтным запчастям тоже возникли трудности: у дилеров сроки поставки комплектующих удвоились и составляют порядка трех месяцев, из-за чего не все машины вышли в поле. У отечественных производителей комбайны в наличии есть, но состоят они по большей части из иностранных комплектующих и узлов, которые также подорожали в 2,5 раза, отмечает владелец предприятия Сергей Бровков.
В Торгово-промышленной палате проблему технического перевооружения сельского хозяйства России видят не только в разрыве логистических цепочек. Процессы дестабилизации отечественного машиностроения начались гораздо раньше. Сейчас в стране ежегодно производится 8 тыс. тракторов, хотя в советское время — 170 тыс., при этом потребность отрасли в технике оценивается экспертами в 50 тыс. ед. ежегодно, сообщал председатель комитета Торгово-промышленной палаты по развитию агропромышленного комплекса Петр Чекмарев на заседании «Как сделать сельское хозяйство локомотивом вывода экономики России из кризиса», организованном Советом ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России в апреле. Бол́ ьшая часть агромашин давно устарела: 58 % тракторов, 46 % комбайнов и 43 % кормоуборочной техники имеют срок эксплуатации более 10 лет. Фиксируется недостаток техники в садоводстве, овощеводстве, картофелеводстве. К примеру, в России не производят ни одного комбайна по уборке сахарной свеклы, моркови, томатов и пр.
Впрочем, по некоторым сегментам импортозамещение все-таки происходит довольно активно. Так, российский рынок техники для сушки, очистки и хранения зерновых оценивается в $25 млрд. Доля ввоза крупногабаритного оборудования в данном секторе составляет 19 %, силосов для хранения — 9 %, зерносушилок — всего 4 %, информировал на заседании гендиректор «Воронежсельмаш» Роман Карпенко. «Если в 2014 году на импорт в элеваторном сегменте приходилось около 60 %, то в 2021-м — 15 %, — говорил он. — За семь лет число отечественных компаний, выпускающих зерносушилки, увеличилось с пяти до 15, зерноочистительное оборудование — с 10 до 20, силосы — с четырех до восьми». Развивать отечественное производство позволило удорожание импортной техники из-за роста курсов валют, а также возможность приобретать российские машины и оборудование со скидками в рамках различных программ господдержки. Сам «Воронежсельмаш» надеется увеличить производство по итогам 2022 года на 15–20 %.
Безусловно, любой кризис создает и возможности, комментирует партнер компании «НЭО Центр» Александр Ракша. Российские производители при сохранении уровня господдержки смогут заместить значительную долю импорта по ряду направлений, уверен он. «Наиболее полное импортозамещение получится осуществлять в сегментах более простой техники, такой как дробилки для кормов, культиваторы, мини-тракторы, плуги, рыхлители, птицеводческое оборудование, бороны и сельхозпогрузчики, — перечисляет эксперт. — Основные же сложности возникнут в более комплексных секторах производства — технике для виноградарства и садоводства, свекло- и картофелеуборочных машинах, компонентной базе».
Консалтинговая группа «Текарт» в ближайшей перспективе прогнозирует снижение выпуска отечественной техники, впрочем, как и ее закупок. «Многие заводы уже исчерпали запас импортных комплектующих и сейчас находятся в поисках альтернатив, — сообщал в апреле представитель компании. — Для того чтобы наладить внутреннее производство необходимых компонентов, понадобится как минимум два-три года при действенной господдержке, но все заместить в любом случае не получится». Тем не менее с течением времени будут настроены новые цепочки поставок. Потребители пока также «просядут» из-за неопределенности, волатильности рынков и цен. Однако, учитывая стратегическую значимость отрасли и достаточно неплохое ее текущее состояние, каких-то критических потрясений ожидать не стоит, считает эксперт «Текарт».
Производство российской сельхозтехники в стоимостном выражении
Где найти замену
Практически никто из западных производителей сельхозтехники не делал громких заявлений, что покидает российский рынок, хотя на деле частично продажи приостановлены, обращает внимание председатель правления Ассоциации дилеров сельхозтехники «АСХОД» Александр Алтынов. «Думаю, что порядка 40–50 % рынка в текущем году мы недополучим относительно прошлогодних показателей, — оценивает он. — В частности, есть угроза в малом количестве импортных запчастей, она сохраняется по самоходным машинам, оборудованию для точного земледелия, узкоспециализированной технике. Дилеры активно ищут альтернативу зарубежным поставкам».
Представители машиностроительных предприятий тоже сообщают о трудностях поставок импортных запчастей из Европы и стремятся найти новых партнеров в кратчайшие сроки, чтобы обеспечить продажи востребованной в поле техники. Однако это не так просто. «В этом году будем вынуждены сократить производство на 30–35 % минимум, поскольку кооперационные цепочки сломаны, большинство европейских партнеров приостановили сотрудничество, есть отказы в поставках чипов, электроники, — сетует заместитель гендиректора, директор по работе с органами власти холдинга «Объединенная машиностроительная группа» (в составе 15 заводов по выпуску различной техники) Алексей Ярцев. — В авральном режиме ищем новых поставщиков — в Китае, Корее и других странах». По его мнению, в короткие сроки усилить локализацию производства необходимых для российского машиностроения комплектующих возможно за счет более активного подключения к процессу малого бизнеса. Именно таким компаниям следует предоставлять точечные меры господдержки в рамках импортозамещения.