Салонный фильтр
Миланский салон как фильтр пропускает в будущее только самое лучшее. Рассказываем, с чего начиналась и как эволюционировала самая крупная мебельная выставка.
Человеку, связанному с миром интерьерного дизайна, сложно представить себе Милан без Salone del Mobile, но в прошлом году нам всем пришлось это пережить. До 2020‑го выставка, проводившаяся регулярно с 1961 года, брала паузу лишь раз, в 1990‑м, когда переносилась с сентября на апрель. С самого начала развитие Salone del Mobile было стремительным. Мероприятие задумывалось как аналог IMM Cologne, но для поддержки итальянских производителей. “Раньше тенденции задавались в Кельне. Все, кто имел отношение к мебельной индустрии, ездили туда в январе”, — вспоминает Сильверио Мариан, глава представительства W.W.T.S. в России. Уже через восемь лет после дебюта по количеству участников Salone del Mobile догнала кельнскую выставку. Если шестьдесят лет назад в первом Миланском салоне приняли участие 328 компаний, а выставку посетили 12 000 человек, то в 2019‑м посетителей было уже в тридцать раз больше, а все желающие стать частью мира дизайна не умещались даже в громадном выставочном центре Fiera Milano и рассредоточивались по городу. Salone del Mobile из выставки-ярмарки превратилась в ядро Миланской недели дизайна с обширной программой, которую одному человеку не обойти за все семь дней.
Моника Маццеи, Edra.
“Каждая выставка особенная — это встреча с миром, ради которой мы работали целый год, и испытательный полигон. Edra участвует в Salone del Mobile с 1964 года, и мы видели эволюцию мероприятия. Salone останется, она не может превратиться в Supersalone, потому что выставка и так уже была супер”.
Отцами-создателями Salone del Mobile во главе с Тито Армеллини считаются четырнадцать итальянских производителей, среди которых есть Анджело Молтени, основатель компании Molteni, участвующей в выставке с самого начала. “Каждый год для нас — это всегда вызов и стимул придумывать новую мебель, показывать все, на что мы способны”, — говорит глава отдела маркетинга Джулия Молтени. Эта “гонка вооружений” подарила миру много икон дизайна, которые впервые были представлены именно на Миланском салоне. Однако вначале прогрессивные марки не очень хотели соседствовать с производителями традиционной классики, поэтому в 1965 году организаторы решились на радикальный шаг и выделили для современного дизайна отдельное пространство. Такого еще не делал никто: Boffi, Arflex, Kartell, Poltrona Frau, Cassina и Molteni бок о бок на одной площадке. С 1974‑го в рамках Salone del Mobile стали появляться узкоспециализированные выставки, например, кухонной мебели, светильников или офисного оборудования. В 1998‑м был запущен конкурс для начинающих дизайнеров SaloneSatellite.
А вот Неделя дизайна с богатой вневыставочной программой начала зарождаться в 1990‑м. “Двадцать лет назад у нас появился еще один вызов — участие в программе Fuorisalone. Для нее надо обязательно обновлять шоурум и устраивать что-то необычное, чтобы привлечь посетителей. В 2015‑м, к восьмидесятилетнему юбилею Molteni, мы организовали выставку в Галерее современного искусства, а в 2019‑м заняли двор музея Брера”, — добавляет Джулия Молтени. Компания Edra в этом году планирует впечатлить всех новым шоурумом, который расположен в стенах роскошного палаццо Дурини, и собирается презентовать первый номер Edra Magazine.