О том, как итальянский дизайн покорил весь мир в ХХ столетии

ADДизайн

Итальяно веро

О том, как итальянский дизайн покорил весь мир в ХХ столетии и почему не боится конкуренции в XXI веке, рассказывает Ольга Косырева.

Участники группы Memphis, основанной Этторе Соттсассом, внутри объекта (нечто среднее между боксерским рингом и диваном) Tawaraya по дизайну Масанори Умеды, 1981 год

Когда президента миланского Salone del Mobile Клаудио Лути спросили, как он переживает глобальное наступление Китая и растущую популярность дизайна из самых разных частей света, он с усмешкой ответил: “Хороших дизайнеров много в Великобритании, Франции, Голландии, Японии, Скандинавских странах. Даже в Китае они есть. Но дизайн как индустрия существует только у нас, в Италии. Только мы, итальянские промышленники, умеем работать с дизайнерами и досконально знаем, как реализовывать их замыслы, превращать идеи в продукт и доводить этот продукт до покупателя”. И в этом с ним спорить трудно. Почти все дизайнерские разработки для дома — будь то мебель, светильники, напольная плитка или кухни — придумываются, проектируются, производятся и становятся достоянием общественности именно в Италии.

Разумеется, это касается не всех товаров на свете, а именно дизайнерских, в которых соединяются функция и форма, технологичность и красота, стиль, образность. В этом итальянцам нет равных. И речь тут не только и не столько об итальянских дизайнерах, а о связке “дизайнер — производственник — бренд”, где последние два звена обязательно откуда-нибудь из Брианцы. Как и когда итальянцы перехватили пальму первенства у немцев с их Баухаусом, у французов с их революционером стандартизации Ле Корбюзье и у скандинавов с их новатором Алваром Аалто?

Все началось после окончания Второй мировой войны и падения режима Муссолини, больше двадцати лет сдерживавшего интеграцию Италии в мировое сообщество. Начали возрождаться промышленность, предпринимательская активность, строительство. В стране начался экономический бум, к 1970‑м годам превративший ее в одну из самых больших экономик мира. Всего за десять лет, с 1953‑го по 1962‑й, объем промышленного производства вырос втрое. Между 1955‑м и 1971‑м около девяти миллионов итальянцев сменили место жительства и поселились вокруг больших городов — промышленных Милана, Турина и портовой Генуи. Пошла в рост и рождаемость.

Реклама дивана Le Bambole по дизайну Марио Беллини для B&B Italia, фотограф Оливьеро Тоскани, 1972 год

Всем этим людям надо было где-то жить, а поскольку жили они все лучше, то и требовалось им все больше. С велосипедов бывшие деревенские жители, а теперь пролетарии пересели на мотороллеры — в 1946 году им было предложено чудо дизайна под названием Vespa (“Оса”). Именно на ней катал свою принцессу герой фильма “Римские каникулы”. Средний класс обзаводился малолитражками, главной из которых стал крошка Fiat Topolino — в переводе “Мышка”, как в Италии ласково называли Микки-Мауса. Потом, уже в 1957 году, ему на смену придет чуть менее компактный, но не менее популярный Fiat 500.

Быт тоже налаживался. Кто-то из знаменитых итальянских дизайнеров второй половины ХХ века в зените славы не стесняясь рассказывал, что свой путь начал с рисования унитазов. Стране, где почти два миллиона граждан резко снялись с насиженных мест и поселились в квартирках “со всеми удобствами”, нужно было эти удобства им обеспечить. Посмотрите цифры: если в 1955 году только 3 % всех итальянских домохозяйств имели холодильники и 1 % — стиральные машины, то в 1975‑м 94 % живут с холодильниками и 76 % — со стиралками. Уровень жизни рос, а вместе с ним в быт рядового итальянца входили работы хороших дизайнеров, обеспечивавших этот потребительский бум.

Афиша фильма “Римские каникулы”, 1953 год

Уровень потребления был таким высоким, что когда в 1969‑м появилась красная пишущая машинка с женским именем Valentine, некоторые покупали ее просто так, для статуса. Проще говоря — для выпендрежа. На печатных машинках тогда работали серые мышки-машинистки в машбюро, но, по статистике компании Olivetti, лидера на тогдашнем рынке печатных устройств, покупали “Валентину” преимущественно мужчины. Чтобы, домыслю, изобразить себя эдаким Хемингуэем, бунтарем и талантищем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Счет-фактура Счет-фактура

Родольф Парант соединил в интерьере брутальные детали и изящные росписи

AD
Названы звезды, подходящие для Названы звезды, подходящие для

Астрономы назвали класс звезд, наиболее комфортных для возникновения жизни

Популярная механика
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Подчёркиваем талию: как правильно и красиво завязывать пояс Подчёркиваем талию: как правильно и красиво завязывать пояс

Пояс не только удобный, но и красивый аксессуар женского гардероба

Cosmopolitan
Криптовалюты. Поколение второе Криптовалюты. Поколение второе

От «цифрового золота» к полноценным деньгам

Популярная механика
4 способа почистить зубы, когда под рукой нет зубной щетки 4 способа почистить зубы, когда под рукой нет зубной щетки

Как спасти свои зубы от кариеса, когда привычных средств под рукой нет?

Cosmopolitan
Природный инстинкт Природный инстинкт

Что делать, если ты не владеешь тонким искусством обольщения?

Лиза
Ракетное топливо улучшили с помощью радиации Ракетное топливо улучшили с помощью радиации

Радиационная обработка полимеров ускоряет получение ракетного топлива

Популярная механика
История любви Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона: пылкая страсть и громкий развод История любви Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона: пылкая страсть и громкий развод

Историю Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона часто называют романом века

Cosmopolitan
Тефлоновый Цукерберг: за счет чего акции Facebook отыграли потери от репутационных скандалов Тефлоновый Цукерберг: за счет чего акции Facebook отыграли потери от репутационных скандалов

Почему инвесторы верят в акции Facebook, несмотря ни на что?

Forbes
C широко открытыми глазами: почему мы больше не верим фильмам о любви C широко открытыми глазами: почему мы больше не верим фильмам о любви

Кинокритик разбирается с тем, почему мы перестали верить в любовь на экране

Forbes
Как и на что будут жить принц Гарри и Меган Маркл после отказа от титулов Как и на что будут жить принц Гарри и Меган Маркл после отказа от титулов

Мало кто пишет о том, чем в дальнейшем будут заниматься Меган и Гарри

Cosmopolitan
81 миллион за флакон: чем пахнут самые дорогие ароматы мира 81 миллион за флакон: чем пахнут самые дорогие ароматы мира

Как пахнут самые дорогие ароматы

Cosmopolitan
Ангелос Ханиотис: Конец Македонского царства Ангелос Ханиотис: Конец Македонского царства

Как греческий мир существовал во времена ранней Римской империи

СНОБ
Владимир Лисовский Владимир Лисовский

Знаменитый историк архитектуры, профессор рассказал о первой блокадной зиме

Собака.ru
Каршеринг, такси, электробусы. Автомобилистов высадят из машин Каршеринг, такси, электробусы. Автомобилистов высадят из машин

Как московские власти планируют снизить количество личных автомобилей на дорогах

РБК
Как выбрать лучший эллиптический тренажер для дома: полезные советы по выбору Как выбрать лучший эллиптический тренажер для дома: полезные советы по выбору

Расскажем обо всех нюансах эллиптических тренажеров и предложим лучшие модели

CHIP
Марка, за которой стоит следить: марокканское наследие, ирония и новый взгляд на комфорт в коллекциях Casablanca Марка, за которой стоит следить: марокканское наследие, ирония и новый взгляд на комфорт в коллекциях Casablanca

Каждый модный сезон приносит открытия

Esquire
Что купить за 6 млн: обновленный Range Rover Sport Что купить за 6 млн: обновленный Range Rover Sport

Несколько фактов об очень харизматичном внедорожнике за 100 тысяч долларов

РБК
Искусственное мясо и еда как лекарство: что мы будем есть в следующем десятилетии Искусственное мясо и еда как лекарство: что мы будем есть в следующем десятилетии

Каким будет следующее десятилетие в мире гастрономии

Forbes
Амбарцум Кабанян: «Что такое успех? Это когда узнают на улице?» Амбарцум Кабанян: «Что такое успех? Это когда узнают на улице?»

Амбарцум Кабаняна — о театре и кино, а заодно об «авгиевых конюшнях» наших дней

РБК
Скромный король деталей: каким человеком был Карл Лагерфельд на самом деле Скромный король деталей: каким человеком был Карл Лагерфельд на самом деле

Фрагмент из книги «Тайна по имени Лагерфельд»

Forbes
Идеальная пара Идеальная пара

Обувной бренд duet.by.me зарабатывает десятки миллионов рублей

Forbes
Выбирайте свой путь: как поменять работу и цель жизни Выбирайте свой путь: как поменять работу и цель жизни

Коуч Мария Макарушкина предлагает четкий план для самостоятельных действий

Psychologies
Холод против гаджета: почему смартфоны отключаются зимой Холод против гаджета: почему смартфоны отключаются зимой

Почему на морозе даже полностью заряженное устройство разряжается и выключается?

Популярная механика
Егор Корешков: «Близких людей не может быть много» Егор Корешков: «Близких людей не может быть много»

Егор Корешков о стеснении, джентльменских замашках и распределении ролей в паре

Cosmopolitan
Родители-манипуляторы: три типичные тактики Родители-манипуляторы: три типичные тактики

По разным причинам родители порой применяют «запрещенные приемы»

Psychologies
Кислота Кислота

Гиалуроновая кислота пожинает плоды своей славы

Glamour
Экстремал, подвинься: для кого сделали GoPro Hero 8 Black Экстремал, подвинься: для кого сделали GoPro Hero 8 Black

К нам на тест попала новейшая экшен-камера GoPro Hero 8 Black

Популярная механика
Владимир Познер о Боге, Москве и автомобилях. Большое интервью Владимир Познер о Боге, Москве и автомобилях. Большое интервью

Интервью с Владимиром Познером

4x4 Club
Открыть в приложении