Абсолютная интерактивность: каким будет образование будущего
Год назад мы стали свидетелями сдвига в образовании, когда большинство офлайн-занятий заменили на онлайн, и ничего страшного не произошло. Особенно, когда дело касалось дополнительного обучения школьников старших классов и взрослых. Десять или даже пять лет назад такой переход был бы болезненным из-за низкой пропускной способности интернета для стриминга и отсутствия привычки к регулярному потреблению контента в таком формате.
Интерактивность четвертого уровня
В своей работе «Цифровое представление. История новых медиа в театре, танце, искусстве перформанса и инсталляции» Стив Диксон делит интерактивность на четыре категории: навигация, участие, разговор и сотрудничество.
Те же правила действуют в современном образовании. Чтобы оно стало эффективным, необходимо прийти от навигации и участия (выбор ответов в заготовленном тесте или решение задач) к интерактивности четвертого уровня, когда учащийся становится активным участником процесса. И эта двусторонняя коммуникация помогает двигаться к общей цели. Сегодня существует много разных способов стать ближе к такому уровню. Условно, все образовательные ноу-хау можно разделить на работу со смыслом и с технологиями. Всё, о чем мы рассказываем ниже, не является обязательными элементами в обучении, но с ними ребята добиваются лучших результатов, в чем мы убеждаемся на практике, анализируя опыт обучения более 40 000 подготовленных к ОГЭ и ЕГЭ школьников.
Ролевые модели
Сначала про смыслы. Исследования показывают, что для современных молодых людей важное значение играют ролевые модели. Этим же объясняется рост инфлюенс-маркетинга в мире. Мы понимаем, что взросление — процесс, в ходе которого осваиваются новые навыки и модели поведения. Ребята во время подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ одновременно готовятся к важному этапу взросления и нуждаются в таких ролевых моделях.
Дать ученикам ролевую модель — способ решить сразу несколько проблем, которые могут случиться в онлайн-образовании, если делать его по офлайн-лекалам. Ведь тут не всегда хватает энергетики физического контакта, вовлечение ниже, внимание переключается на какие-то домашние дела или открытые в браузере вкладки. Поэтому для эффективного процесса обучения, где между учеником и преподавателем обычно есть дистанция, необходима третья роль — наставника и старшего успешного товарища, который совсем недавно преодолел этот же этап взросления и готов поделиться опытом. Такой человек воспринимается с бóльшим вниманием, а живой пример способствует более высокой вовлеченности, концентрации внимания и погружению.
Доверие наставнику и преподавателю снимает ещё один барьер — барьер сложности в освоении материала. Некоторые темы можно понять только после внимательного 20-30 минутного погружения в материал, преодолевая чувство «я не понимаю». Если всё это время оставаться сконцентрированным, то все детали пазла будут освоены, и они сложатся в единую картинку. Когда доверия преподавателю и наставнику нет, у ученика начинается когнитивное отрицание: где-то в процессе он может просто «выключиться» и из-за этого не понять тему целиком.
Одинокое поколение
Поколение Z выросло в эпоху социальных сетей, поэтому ребятам важно получать поддержку сообщества. Это самое одинокое поколение: согласно исследованию Cigna Health 2018 года, почти половина молодых людей отметили, что страдают от этой проблемы. Выход для брендов, вне зависимости от того, что именно они продают — одежду или образовательные услуги — создавать сообщества и вовлекать участников. Например, The Verge в 2018 году назвал многопользовательскую игру Fortnite главной соцсетью года. Дело не в геймплее, а в комьюнити единомышленников. В образовательном проекте оно тоже играет важную роль.