«Я никогда не шел на компромиссы ради денег»: лидер Little Big Илья Прусикин о новом шоу-бизнесе, успехе в YouTube и свободном обществе
Лидер группы Little Big Илья Прусикин, «Ильич», в большом интервью Forbes Life рассказал о том, как до 27 лет был безработным, а потом попал в список Forbes, делая смешные клипы, и почему теперь он не успокоится, пока не станет круче «Нирваны»
Илья Прусикин — наглядный пример того, как становятся успешными в ХХI веке: без протекции продюсеров и дорогостоящей раскрутки. Только YouTube, только честные лайки. Ильич создал музыкальную группу Little Big (которую сами участники называют «сатирической арт-коллаборацией») в 2013 году. Тогда же он сделал популярное комедийное шоу «КЛИККЛАК» (почти 6 млн подписчиков на YouTube). Международная слава пришла к группе в 2018 году, когда вышел клип на песню Skibidi, который набрал более 265 млн просмотров. Little Big удалось стать популярными и на родине, и за границей — они дают по 120 концертов в год в России и Европе. В 2019 году Прусикин попал в список «Главные российские знаменитости» по версии Forbes, заняв 35-е место с доходом $1 млн. Этой осенью группа отправляется во всероссийский тур.
Этим летом вы попали в наш рейтинг звезд России. Это круто для музыканта — попасть в список Forbes?
Не думаю, что это сегодня означает какое-то признание. Раньше говорили: «Вы в списке Forbes, ого!» — а сейчас попадание в журналы обесценивается. Для нас признание — это многотысячные толпы на сольниках и многомилионные просмотры клипов на YouTube. Вот это настоящая отдача.
Я скорее имела в виду, что список Forbes — это про бизнес, про богатых людей и определенные стереотипы. А вы такой рок-н-ролльщик в татушках, как и многие звезды из списка в этом году — молодые рэперы и блогеры. Какое-то несовпадение?
Если бы я топил за то, чтобы попасть в список Forbes — и попал в него, было бы несовпадение. А так меня никто не спрашивал — ну включили и включили. У меня никогда не было такой задачи и не будет, потому что эти списки — всего лишь списки. А вот тот факт, что сейчас в нем все татуированные и необычные парни и девчонки — свидетельство того, что все меняется. Мне кажется, мы проходим очередной виток развития шоу-бизнеса. Потому что в 1980-х, если посмотреть на самых богатых людей, это были те самые рок-н-ролльщики. Одни из самых популярных групп того времени — Guns N'Roses, Metallica, они же все миллиардеры. Потом это направление ушло на второй план, на их место в списках встали поп- и рэп-музыканты. А сейчас мы вернулись к альтернативе.
Но в России, кроме Киркорова и еще нескольких имен, не было богатых музыкантов.
В России до определенного момента не было шоу-бизнеса. Он начал развиваться в 2015 году благодаря YouTube. До этого все было похоже на большой корпоратив. Мало кто собирал стадионы. Сейчас стадионы — обычное явление, и раз ты его собрал — значит, популярный. Только теперь вместо телека интернет. Твои видео смотрят, из-за этого увеличивается медийность, из-за этого очень хочется посмотреть на тебя на концерте. В «старом» шоу-бизнесе все определяли телеканалы и радиостанции, которые «дружили» с конкретными продюсерами. И у них стоял фильтр, туда нужно было заходить через определенных людей. Сейчас же этого фильтра просто не стало, потому что есть YouTube. Мне плевать на телеканалы: если они меня покажут — хорошо, если не покажут, я не буду плакать, потому что я могу показать все сам онлайн. И самое крутое в том, что Россия — одна из немногих стран, где шоу-бизнес на 80% независимый. Нигде в мире такого больше нет, это настоящее ноу-хау.
Что вы под этим подразумеваете?
В Америке и Европе без контракта с лейблом ты не сможешь работать напрямую с организаторами концертов и клубами. А в России очень мало артистов, у которых артистические контракты с лейблами. У Little Big, например, есть только глобальный контракт с Warner на издание проектов: они нам дают возможность расширять нашу аудиторию, а мы им — зарабатывать на нашей музыке. Российские артисты сами набирают себе продакшен и вырастают в медиакомпании. Так случилось и с нами: у нас есть свои видео-, аудио- и постпродакшен и букинг. У нас большая компания, где каждый занимается своим делом. Конечно, я не откажусь, если мне предложат контракт, по которому в нас вложат $50 млн и сделают самой популярной группой в мире. Потому что это наша цель. Другие контракты нас не интересуют.
Еще пять-семь лет назад большинство музыкантов говорили: «Мы не пытаемся выйти на иностранный рынок, потому что в таком случае надо делать выбор: либо работать на российскую аудиторию, либо создавать западный продукт, что очень рискованно». И вот появился Little Big и стал популярным и в Европе, и в России. Что-то изменилось?