Уход с подмостков. Как Дональд Трамп пугал Иран и Северную Корею Джоном Болтоном
Драматизация международных отношений позволяет Трампу удержать внимание своего электората. Принципиальный «ястреб» Джон Болтон, возможно, воспринял эту игру слишком всерьез и теперь вынужден уйти с политической сцены
«Вчера вечером я сообщил Джону Болтону, что Белый дом больше не нуждается в его услугах, — написал Трамп в своем микроблоге Twitter 10 сентября. — Я решительно не согласен со многими его предложениями, как и другие в администрации. И поэтому я попросил Джона уйти в отставку, что он и сделал этим утром».
Неоконсерватор Болтон — представитель жесткой линии американской внешней политики. Он считает, что США должны говорить с оппонентами с позиции силы. Его бескомпромиссные и воинственные взгляды по отношению к России, Ирану и Северной Корее обеспокоили экспертов-американистов и политологов с момента его назначения на должность советника президента по национальной безопасности в апреле прошлого года.
Болтон заявляет, что сам подал в отставку, а Трамп предложил «поговорить об этом завтра». Нового советника по национальной безопасности президент объявит на следующей неделе, а пока исполняющим обязанности на этом посту будет Чарли Капперман, заместитель своего предшественника.
Чем конкретно Болтон не угодил президенту и есть ли у России повод для радости после его отставки? Парадоксально, но воинственный Болтон, абсолютизирующий силу оружия и армии США, стал слабым звеном в нынешней команде Трампа, которая сегодня заинтересована в поддержании диалога и достижении компромисса со своими оппонентами — Северной Кореей, Ираном, Россией и Китаем.
Трамп, Болтон и Ким
Одним из проявлений нарастающих разногласий между президентом США и его бывшим советником по нацбезопасности стало отсутствие Болтона на встрече Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына в демилитаризованной зоне на границе между Южной Кореей и ее северным соседом в конце июня этого года. Во время азиатского турне президента Болтон находился в Монголии с рабочим визитом.
Болтон не присутствовал и на встрече Трампа с северокорейским генералом Ким Ен Чолом в начале июня 2018 года. Он остался на периферии переговоров из-за своих чрезмерно «ястребиных» взглядов по отношению к Северной Корее: Болтон не исключал вооруженного вмешательства в КНДР по ливийскому сценарию с целью давления на Пхеньян в переговорах о разоружении Корейского полуострова.
Но Трамп думает иначе: он хочет решить «ядерный» вопрос путем компромисса и вовлечения Ким Чен Ына в активный диалог. Он уже провел с ним три встречи за последние два года, а 30 июня стал первым американским президентом, который пересек границу Северной Кореи, чтобы «пожать руку» Киму и «поприветствовать его», как он выразился в своем микроблоге. Неудивительно, что непримиримый и бескомпромиссный Болтон оказался невостребованным в Белом доме.
Иранский вопрос
Радикализм Болтона виден и в иранском вопросе. В марте 2015 года Болтон опубликовал в «Нью-Йорк таймс» колонку, в которой предлагал бомбить Иран, чтобы покончить с иранской ядерной программой. Красной тряпкой для Болтона, возможно, стало решение Трампа отменить военный удар, которым он пригрозил Тегерану после того, как Иран сбил американский разведывательный беспилотник в июне этого года.