«Я хочу, чтобы мою начальницу переехал трамвай»: что делать с завистью на работе
Между здоровой конкуренцией и повышенным уровнем зависти в команде — тонкая грань. Какие симптомы указывают на проблему, где рождается зависть и как ее контролировать, рассказывает профессор бизнес-практики Московской школы управления «Сколково» Елена Витчак
«Труднее всего человеку дается то, что дается не ему», — говорил Михаил Жванецкий и, возможно, был прав. Тема зависти кажется такой любопытной для исследований, потому что она считается «недостойной» эмоцией, но может проявляться в любых сферах — завидовать стыдно, но мы все этим занимаемся. В том числе, на работе.
Вот типичный случай — после моего мастер-класса в одном из российских городов ко мне обратилась девушка: «Я ужасно завидую своей начальнице. Я работаю с утра до вечера, готовлю для нее все материалы и цифры, а вся слава достается ей. Я ее ненавижу и каждое утро желаю, чтобы ее переехал трамвай. Что мне делать?».
Другой пример — уже из моего собственного обучения, когда преподаватель затронул тему колеса эмоций Роберта Плутчика. Девушка-участница, которая на всех предыдущих лекциях вела себя агрессивно и недоброжелательно, включила микрофон и вдруг сказала: «Вот самая главная тема — эмоции и чувства. Я только сейчас осознала, что просто завидую половине команды, которой я руковожу. Они все умнее меня, они умеют делать то, чего я не умею делать. Я им завидую и не могу с ними нормально общаться, я их ненавижу, а это моя команда. Что мне с этим делать?». Действительно, что?
Сотрудники на всех уровнях в компании уязвимы для зависти. Степень зависти растет пропорционально близости завистника к человеку, который чего-то добился «незаслуженно». Это один из самых неприятных, часто скрываемых, но фундаментальных фактов человеческой жизни на всех уровнях культурного развития. Согласно исследованию психолога Абрахама Тессера, люди действительно несчастнее, когда близкий друг преуспевает в области, имеющей личное значение, чем, когда это делает незнакомец. Успехи незнакомцев — всего лишь статистика. Успехи близких — ярки и кажутся достижимыми.
Как распознать и победить зависть
В своем исследовании «Зависть. Теория социального поведения» (1966 год) Гульмут Шек подмечает: «Наблюдения за разными культурами показывают, что зависть и в особенности страх стать объектом зависти не зависит от величины и качеств объекта. Очень часто речь идет о пустяках». То есть зависть не является прямо пропорциональной абсолютной ценности объекта, а часто сосредотачивается на абсурдных мелочах.