6 распространенных заблуждений о тревоге
Беспричинное беспокойство, панические атаки, пугающие ситуации или воспоминания — у нашей тревоги множество форм и обличий, но неизменно одно: чрезмерное беспокойство ухудшает качество жизни. Клинический психолог Ноам Шпансер описывает типичные предрассудки, которые мешают работе с этой проблемой
Тревога — одна из самых частых проблем, с которыми люди обращаются к психотерапевту. Она проявляется по-разному. Один жалуется на хроническое беспричинное беспокойство, другой боится определенных вещей, ситуаций или негативной оценки окружающих. Для кого-то тревога связана с воспоминаниями о прошлых травмах, а кто-то может страдать от изнурительных панических атак и связанных с ними симптомов: учащенного сердцебиения, затрудненного дыхания, потливости, дрожи и головокружения.
Чрезмерная тревога серьезно ухудшает качество жизни. К счастью, с этими проблемами можно справиться, сочетая препараты и психотерапию.
Вот уже четверть века я лечу тревожные расстройства и часто замечаю у пациентов некоторые ошибочные предположения и привычки, которые мешают успешной работе с беспокойством. Вот наиболее распространенные заблуждения.
1Убеждение «если ничего не делать, мое беспокойство будет продолжать расти бесконечно»
Многие из тех, кто знает о тревоге не понаслышке, быстро распознают приближение панической атаки. Вы чем-то заняты. Внезапно вы начинаете тяжело дышать, у вас кружится голова, сердце учащенно бьется, вам кажется, что вы сходите с ума. Чувствуя, как растет ваше беспокойство, вы говорите себе, что, если ничего не сделаете, симптомы будут продолжать нарастать с каждой минутой и будет становиться все хуже и хуже. Логика ясна, но это ошибочный прогноз.
На самом деле связь между симптомами паники и временем не линейна: ее скорее можно изобразить в виде перевернутой буквы U. Сначала симптомы усиливаются, потом достигают пика, а затем снижаются. Это в значительной степени связано с физиологическим процессом привыкания, при котором длительное воздействие одного и того же стимула приводит к уменьшению возбуждения нервной системы и, следовательно, к снижению тревожности.