$40 за баррель. Что делать с лишними нефтяными доходами
По мере приближения Фонда национального благосостояния к заветной черте в 7% ВВП, которая позволяет инвестировать нефтяные сверхдоходы, чиновники забеспокоились — тратить или продолжать копить? Что может изменить корректировка бюджетного правила
В последнее время возобновились дискуссии об изменении параметров бюджетного правила. Отчасти это связано с тем, что размер Фонда национального благосостояния (ФНБ) приближается к порогу в 7% ВВП, который позволяет инвестировать сверхдоходы от превышения цены на нефть $40 за баррель внутри страны, что вызывает обеспокоенность Банка России. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предлагает увеличить порог в 7% ВВП, поскольку опасается, что расходование средств ФНБ окажет инфляционное давление. Министр финансов Антон Силуанов пообещал «очень аккуратно» тратить средства из ФНБ, когда они достигнут 7% ВВП. А вот председатель Счетной палаты Алексей Кудрин рекомендовал и вовсе смягчить бюджетное правило и повысить цену отсечения нефти для складирования сверхдоходов от экспорта в резервный фонд с $40 до $45 за баррель.
Подобные дискуссии вполне закономерны, поскольку гибких механизмов управления доходами в рамках бюджетного правила изначально создано не было.
Глобальные стандарты
В мире существует четыре основных типа бюджетного правила: правило баланса, правило расходов, правило доходов и правило долга. В России на протяжении всего времени правительство фактически использовало логику структурного баланса, согласно которому величина структурных доходов экономики и доходов бюджета определяется в зависимости от цены нефти (нормальной или долгосрочной). Величиной структурных доходов ограничивались как расходы на конечное потребление, так и инвестиционные расходы государства. При этом бюджетное правило не предусматривает реакции на любые изменения, которые не связаны с ценой на нефть, — например, снижение или рост несырьевого выпуска.