Уличный протест в цифровую эру: почему власть не должна бояться митингов
Провластные эксперты нередко возлагают на социальные сети вину за возникновение массовых беспорядков. Однако именно благодаря сетевым технологиям митинги уже никогда больше не станут действительно многочисленными
Прошедшие в Москве в последнюю субботу июля 2019 года несанкционированные демонстрации раскололи общество на тех, кто не приемлет митинговый шантаж власти со стороны оппозиции и оправдывает действия правоохранительных органов, и тех, кто считает возможность высказывания своего мнения на митингах опцией свободного общества, не требующей согласований. При этом раскол произошел не между властью и народом, а как среди чиновников, так и среди обычных граждан. В этом противостоянии компромисс даже не просматривается. Откуда такая поляризация мнений по поводу уличной активности?
В Европе отношение к митингам совершенно спокойное. Там можно встретить небольшую демонстрацию, которая движется по автомобильной дороге в сопровождении нескольких полицейских, и хотя демонстранты мешают движению, их акция не вызывает особого негатива, как впрочем т внимания, среди не участвующего в ней населения. В России же демонстрация нужна не демонстрантам, а как раз тем, кто в ней не участвует. Не случайно занижение числа демонстрантов (или подозрение в их несамостоятельности) с одной стороны, и завышение численности — с другой, являются обязательным элементом обсуждения итогов акции.
По всей видимости, такое особое отношение к митингам обусловлено историческими причинами. Представители старшего поколения еще помнят, как создание новой постсоветской России сопровождалось демонстрациями в несколько сот тысяч человек, на которых формулировались новые инициативы, появлялись новые лидеры. Именно поэтому многие сегодня думают, — причем как во власти, так и в оппозиции, — что если собрать митинг численностью под миллион, то можно будет диктовать любые условия. Однако огромные митинги — это из другой, несетевой эпохи.
В условиях доступности сетевых коммуникаций, когда через многообразные информационные каналы легко ознакомиться с различными точками зрениями, необходимости выходить на многотысячные митинги нет. Социальные сети, в отличие от классических средств массовой информации, позволяют сетевому пользователю настроить свою собственную информационную ленту, найти сподвижников и единомышленников в сетевом пространстве, и таким образом чувствовать себя идеологически вполне комфортно, не выходя на улицу.