Самый обаятельный негодяй: каким мы запомним Валентина Гафта
2020 год торопится напоследок пополнить свои трофеи крупной добычей. Прощайте, Валентин Иосифич! Без вас тут будет еще немножко невыносимее.
Почему человеческое тело такое хилое? Форма обязана соответствовать содержанию, а содержание Валентина Гафта было бессмертное, стальное и могучее, уж никак не на 85 мгновенных лет рассчитанное.Наши родители росли под его бархатный голос. Мы, вставая на нетвердых детских ножках и хватаясь за новогоднюю елку, тянулись к экрану, на котором обаятельнейший брюнет с потрясающими бровями творил восхитительные злые чародейства.
Во всех хороших советских фильмах играл Гафт. В плохих тоже. Играл он почти всегда кого-нибудь коварного, но негодяи у него выходили не простые. Они были с дном, с глубиной, с отчаянной бьющейся человечностью внутри, никакого картона, никаких ходуль — даже в самой плоской пьесе личность Гафта оживляла смутные образы и с неодолимой мощью отправляла их — в жизнь, существовать.
Что уж говорить про произведения великие. Сыграть сразу и Воланда, и Каифу в разных постановках «Мастера и Маргариты» — и сыграть так-по разному, показав непересекающиеся грани человеческого падения и дьявольской обреченности… А сколько юмора! А какой сарказм в хрипловатых модуляциях! А как его дворецкий в «Здравствуйте, я ваша тетя!» опустошал хозяйский бар! Это же эталон