Алик Сахаров: Мой ход в «Игре престолов»
Создатели «Игры престолов» и я как режиссер с самого начала знали, что на Арью возложена миссия уничтожить Короля Ночи...
О кухне «Игры престолов»
— Алик, когда вас позвали оператором на «Игру престолов», вы прописали в контракте, что позже в проекте займете режиссерское кресло.
— Дело в том, что я долгое время работал оператором, включая сериалы HBO «Клан Сопрано» и «Рим», во втором сезоне которого успешно сменил квалификацию. В эпизодe «Герои Республики» наконец-то удалось выступить в качестве постановщика. Именно с этого момента я начал серьезно двигаться в направлении режиссерской деятельности, как вдруг раздался звонок из «Игры престолов» с предложением переквалифицироваться обратно в операторы. В моем представлении это означало только одно — огромный шаг назад. В результате продюсеры пошли на мои условия: на двух первых и двух последних сериях первого сезона я согласился поработать оператором, но только если в дальнейшем — во втором, третьем и четвертом сезонах — будет дозволено принять участие в проекте как режиссеру.
Никто из нас с самого начала не предполагал, что сериал ждет такой грандиозный успех. Диву даюсь, почему это произошло?! Есть ведь немало других хороших проектов.
— В России самые ярые поклонники даже называют своих детей в честь героев саги: Санса Петровна, Бриенна Ивановна, Арья Васильевна...
— Да вы что? Очень смешно! В США я о подобных фактах не слышал.
— Известно, что продюсеров пилот не устроил и его решили переснять. Вы видели тот «секретный эпизод»?
— Не сказал бы, что его плохо сняли. Просто шоураннеры решили поменять некоторых актеров: роли Кейтилин Старк и Дейенерис в результате сыграли другие актрисы... Сценарий переписали — от пилота осталось всего три минуты. Именно нас вызвали его «починить». Заменили и место съемок: сначала Винтерфелл располагался в Шотландии, а Пентос — в Марокко, мы же работали в Северной Ирландии, Хорватии и на Мальте.
Первую встречу Ночного Дозора с Белыми Ходоками снимали в одном из парков Северной Ирландии в конце лета. Поскольку «за Cтеной» всегда зима, покрыли часть зеленого массива искусственным снегом. Актерам в шубах было жарковато, пот лился градом, и после каждого дубля их освежали. Киту Харингтону — Джону Сноу, чье одеяние весило двадцать килограммов, под полами тяжеленного плаща даже провели специальную систему охлаждения. Но это уже много позже. В первых двух-трех сезонах такой роскоши, честно говоря, бюджет не позволял.
Четкого образа Ходоков тогда еще не было, он созревал постепенно. Но именно то, что в первых сериях их показывают как неведомую страшную угрозу, заставляло воображение зрителя работать лучше спецэффектов.
— Актерам тоже приходилось включать фантазию, когда, например, они появлялись в кадре с несуществующими драконами, которых потом дорисовывали...
— Актерам действительно приходилось частенько играть с воздухом, воображая сказочное существо или какие-то предметы. Например в конце первого сезона Дейенерис стоит на пепелище с новорожденными драконами: двоих за ее спиной просто дорисовали на хромакее, третий, которым она прикрывает низ живота, был игрушкой. Потом его переделали с помощью компьютерной графики в Дрогона.
А вот костер, на котором сжигают тело Кхала Дрого (то есть манекен), был настоящим. Однако с дорожками, чтобы в него могла войти дублерша Эмилии Кларк в защитном костюме. Вся группа кинулась смотреть, как Мать Драконов пройдет через пламя.
— На «Игре престолов» работали потрясающие гримеры. Читала, что Рори Макканну, сыгравшему Пса Клигана, ожоги на лицо накладывали по нескольку часов.
— У Рори был самый длинный рабочий день, на площадку он приходил ночью, чтобы успеть к началу смены.
— Ходит байка, что Шон Бин играл в футбол отрубленной головой своего героя Неда Старка. Пытался таким образом смириться с ее потерей?
— Не припомню такого, наверное, очередной миф. Это был слепок с лица Шона Бина — долгий, сложный и дорогостоящий процесс. Кому позволят играть в футбол головой стоимостью тридцать тысяч долларов?
— В одной из сцен Одичалая, провожатая Брана, лихо освежевывает кроликов. Использовали муляжи?
— Нет, тушки настоящих кроликов, после съемок их утилизировали. На американских проeктах пищу, которую используют в качестве реквизита, киногруппе есть не полагается. Исключение — когда герои по сценарию что-то едят в кадре... При этом обязательно учитываются вкусовые требования актеров: Питер Динклэйдж всегда указывает в контракте, что он вегетарианец. И если его Тирион Ланнистер ест стейки, их изготавливают из продуктов, которые в кадре легко выдать за мясо, — скажем из сои.
— Трудно было работать с лютоволками, которых в саге изображали северные инуитские собаки?
— По сценарию в первых двух сериях один из лютоволков должен перегрызть горло убийце, пытавшемуся зарезать Брана. Другой — вонзиться зубами в руку Джоффри, когда тот нападает на друга Арьи .. Это только кажется, что собаку легко заставить прыгать куда надо, рычать или кусать дублера-дрессировщика. Требуются долгие тренировки. Но если животное в день съемок не в настроении, четыреста человек стоят и ждут одну собаку. В Америке в таких случаях говорят: «Это равносильно охоте за молнией, которую нужно поймать и поместить в бутылку».
— Ну вот, а утверждают, что животные и дети — самые лучшие актеры. Кстати, в первом сезоне исполнители ролей Брана и Арьи были малы и неопытны. С ними легко было договориться?
— Айзек Хэмпстед-Райт, сыгравший Брана, очень талантливый мальчик. Он похож на моего сына, я к нему так и относился, по-отечески: все терпеливо объяснял, как своему Саше.
Мэйси Уильямс в свои тринадцать лет настолько ответственно подошла к работе, что даже научилась фехтовать левой рукой, поскольку Арья — левша. Но все же перед каждой сценой с ней, как со всеми актерами, необходимо было поговорить, обсудить обстоятельства, в которые попадает ее героиня. В конце сезона режиссер Алан Тэйлор предупредил Мэйси:
— Нед Старк будет обезглавлен — это очень эмоциональная сцена.
— Поняла, — кивнула она.
Алан дал ей возможность собраться с мыслями, пообещав:
— Не начнем снимать, пока не будешь готова.
И только когда она подала знак, мы включили камеру. Кроме того, последний дубль, как правило, всегда отдается на откуп актерам: «Ребята, вы птицы, делайте что хотите, будто режиссера здесь нет». Актеры, включая Мэйси, прекрасно справились с задачей, и мы воспринимаем весь ужас казни Старка через эмоции его дочери.
— Именно в вашем эпизоде третьего сезона Мелисандра предсказала Арье: «Я вижу в тебе тьму! Из этой тьмы смотрят на меня глаза — карие, голубые и зеленые». Это стало одной из главных интриг последнего сезона — так Арья поняла, что должна убить «голубоглазого» Короля Ночи. А вы знали об этом с самого начала?
— Все истории героев были продуманы сразу и полностью, поэтому создатели «Игры престолов» и я как режиссер с самого начала знали, что на Арью возложена миссия уничтожить Короля Ночи. Правда сама Мэйси об этом не подозревала — мы же были связаны договором о неразглашении.
— Лесли Роуз и Кит Харингтон поженились будто назло судьбе, что отняла у Джона Сноу рыжеволосую Игритт. Насколько понимаю, киношный роман перерос в настоящую историю любви на ваших глазах?