Клоуны — серьезные и ранимые парни? Один день циркового клоуна в 2019 году
Интервью с представителем профессии, о которой мы стали забывать.
Что общего у Рональда Макдональда, Пеннивайза, Джокера, Красти и Юрия Никулина? Они работают клоунами. Герой нашего материала, клоун Ян Майданский, «родился в опилках». Его родители — Белый и Рыжий. В шесть лет он вышел на цирковую арену.
От него ты узнаешь, как придумать хорошую шутку, сколько можно заработать на дурачестве, и как важно быть серьезным. Интервью заряжено на лечение твоей коулрофобии (боязни клоунов).
Как же начать разговор с клоуном... Расскажи шутку!
Клоуны — люди взрослые, шутки у них серьезные, анекдоты непечатные. Ты себе неправильно представляешь клоуна. Мы не рассказываем истории, а показываем.
Клоуны — серьезные парни?
Создание реприз и миниатюр — глубокий процесс. Придумываешь основу (о чем будет шутка), изобретаешь образ (кто ты и какова твоя цель), редактируешь номер несколько раз. Бывает, сам угораешь, рассказываешь всем «фишку». Показываешь сценку уборщице, а она смотрит на тебя как на дурака. Не поняла. Значит, нужно запускать сложный процесс обдумывания заново. Смешно должно быть не только тебе.
Не обидно быть дураком?
Ничуть. С меня меньше спрашивают в жизни. Что с дурачка взять?
Почему ты решил стать клоуном?
Я из театральной семьи музыкальных эксцентриков. Мой папа был Белым клоуном, а мама — Рыжим. Ребенком я твердо решил, что никогда в жизни не выберу эту профессию, не буду накладывать грим и паясничать. Позже я понял, что хочу делать то, что умею и за чем наблюдаю каждый день. Однажды, один дрессировщик попросил побегать за страусом. С тех пор и пошло.
Как люди реагируют на твою профессию?
В школе я говорил, что работаю клоуном, и ребята не верили. До тех пор, пока я не приглашал их на спектакль. После выступлений меня уважали за то, что я работал и был «независимым» от родителей. Именно в школе у меня появились двое лучших друзей — обычные парни не от искусства. Потом в армии смеялись. Но я же профессиональный клоун, и мне предложили стать капитаном КВН нашей части. В любой новой компании люди сначала думают, что я прикалываюсь. А относятся, как и к любой другой работе. Я артист, а клоунада — моя специализация.
Клоун — уважаемая профессия?
Да. Без клоуна грустно. Мой коллега Андрей Коробов называет нас докторами, которые корректируют восприятие, учат людей быть ироничными.
Умеют ли клоуны шутить над собой?
Конечно, это самое главное! Умеешь шутить над собой, сможешь и над кем угодно. Подкольнул человека, потом себя. Обычно собеседник настроен доброжелательно после такого. Меня не обижает, что люди смеются надо мной. Так рождается позитив. Клоуны — энергетические вампиры. Нам нужна подпитка из улыбок и смеха множества людей.
Даже если тебя обидели?
Клоуну всегда есть что ответить. Я переподкалываю себя еще жестче. Собеседник понимает, что меня не переплюнет. У меня опыта больше. Я всю жизнь занимаюсь психологией.
Значит грустный клоун — это стереотип?
Клоуну просто нужна хорошая компания, в которой можно посмеяться. В одиночестве люди нашей профессии склонны к созерцанию и вдумчивости. Клоунами чаще работают мужчины.
Почему в этой профессии мало женщин?
Быть шутом тяжело. К сожалению, женщина с хорошей самокритикой — большая редкость. Обычно вы переживаете, когда над вами смеются.
Какие три вещи наиболее важны для клоуна?
Юмор — совокупность интеллекта и восприятия. Навыки работы с коллективом и реквизитом и умение находить общий язык с любым зрителем.