10 необычных психических расстройств
Многие полагают, что шизофрения — это единственное психическое заболевание, а остальное «так, проблемы с характером». Однако наша психика очень хрупка, и за странностями в поведении порой может скрываться вполне реальный диагноз.
Синдром Котара. Если вам кажется, что ваш друг пересмотрел фильмов про зомби и бредит, приглядитесь к нему повнимательнее. Возможно, это синдром Котара — редкое заболевание, когда больному кажется, что он умер, его не существует, у него нет органов, не течет кровь и т. д. Французский невролог Жюль Котар впервые описал заболевание, назвав его «синдром отрицания». Его пациенткой была женщина, которая категорически отказывалась есть, потому что отрицала наличие в себе жизни, уверяя, что она уже мертва — и в итоге умерла от истощения.
У расстройства три стадии, от небольшой подавленности до хронической депрессии и мании. Для всех случаев характерна изоляция и невнимательность к себе — в общем, логично: зачем заботиться о себе, если ты мертв? Как правило, бредовые идеи страдающих синдромом Котара — яркие и красочные, полные фантастических идей и нередко сопряжены с маниакальным бредом величия. Человек может утверждать, что все вокруг мертвы, причем потому, что это он заразил мир смертельной болезнью. Синдром Котара обычно связан с другими психическими расстройствами и лечится нейролептиками.
Синдром Парижа. «Увидеть Париж и опсихеть» — такой сценарий, безо всяких шуток, может угрожать впечатлительному туристу. Но не любому, а туристу из Японии. Это одно из редких психических расстройств, которое поражает жителей конкретной страны. Как и другие синдромы, спровоцированные культурным шоком, синдром Парижа проявляется у тех, у кого изначально были предпосылки для душевных расстройств, и визит на другой край света, резкая перемена обстановки сработали как детонатор.
В основе синдрома Парижа — чувство сильнейшего разочарования. Дело в том, что в Японии воспевается культ Парижа. Едва ли ни каждый японец уверен, что Париж — это квинтэссенция красоты, моды, любви и мировой гармонии. На этом ловко играют маркетологи французских модных брендов, торгуя не столько товаром конкретного дома мод, сколько «идеей Парижа» вообще. И вот представьте себе человека, который копит на поездку в тот самый — ах! — Париж, чтобы прикоснуться своими недостойными руками к «Великому и Прекрасному», а приезжает… в Париж. С его этническим котлом, суетой, типичной для любого мегаполиса, и т. д. В общем, реалии настолько не оправдывают ожиданий, что у туриста происходит нервный срыв, нередко приводящий к суициду. Синдром Парижа встречается достаточно часто, и при посольстве Японии во Франции работает отдельная горячая линия для тех, кому вдруг стало нехорошо.