10 лучших фильмов Стивена Содерберга
«Не в себе» уже вовсю идет в прокате, а мы вспоминаем десятку лучших картин одного из самых одиозных режиссеров на планете. И да, «Не в себе» в список тоже попал
Карьера Стивена Содерберга полна парадоксов: прославившись уже дебютной картиной «Секс, ложь и видео», он не снискал понимания в независимом кино и бросил его ради простеньких авантюрных картин со звездами. Так, до сих пор чуть ли не самое узнаваемое его детище – трилогия про друзей Оушена и фильм «Траффик». Он принес ему четыре «Оскара» (в том числе за лучшую режиссуру). Параллельным курсом Содерберг снимал заковыристые малобюджетные драмы, а затем соединил эти два провода – высокая концентрация звезд, понятный жанр и фига в кармане. В его неровной фильмографии множество скрытых жемчужин и очень похожих друг на друга картин, отличающихся лишь режиссерской и эстетической изощренностью. И можно не сомневаться – наиболее тепло принимают самые очевидные вариации излюбленных содерберговских мелодий. Но он не отчаивается – продолжает экспериментировать, осваивать новые технологии и добиваться полной независимости от студий с их культом понятности.
1 «Секс, ложь и видео»
1989
Орсон Уэллс говорил: «Я начал с самой вершины и много работал, чтобы немного спуститься». Нечто подобное может позволить себе и Стивен Содерберг: его дебют взорвал последовательно «Санденс», Канны и мир кино. История про молодого мужчину-импотента (Джеймс Спейдер с копной волос), который получает удовольствие лишь от видео, где женщины говорят о сексе, демонстрировала целый спектр взглядов на секс – от неутолимой жажды до асексуального равнодушия. Вдобавок Содерберг оказался среди пионеров, объявивших о начале новой эры – времени, когда искренность и фейк определяются каждым индивидуально: видеозапись может вызывать те же чувства, что и осязаемый объект; погоня за реальными ощущениями может быть не меньшим эскапизмом, чем интерес к симуляции. В сущности, «Секс, ложь и видео» – это кредо, которому режиссер не изменяет уже почти тридцать лет: его интересуют умеренно табуированные темы (секс), заведомый обман или субъективность мировосприятия (ложь) и отношения человека с записанным на пленку, флешку или любой другой носитель движущимся изображением (видео).
2 «Побочный эффект»
2013
Фильм, после которого Содерберг отправился в телевизионный и просто отпуск: не первый и не последний пример режиссерского интереса к работе с жанрами и хищными вещами века. Хичкоковский триллер, начинающийся с цитаты из «Веревки», а также фармакологическая страшилка, содержащая в себе экспериментальные таблетки, одержимость людей XXI века пилюлями от всего, недобросовестных психотерапевтов и проблемы в браке. Излюбленная фишка Содерберга – просто поместить людей рядом и позволить им самим высекать искры – работает с неизменным успехом, тем более, что люди эти – исключительно, как водится у режиссера, лучшие: Руни Мара, Джуд Лоу, Кетрин Зета-Джонс и другие.