10 книг, которые можно осилить за один вечер
Короткие книги далеко не всегда означает «легкие», скорее, наоборот. Стоит предупредить, что чем короче книга, тем вернее она окажется концентрированным ударом под дых: писатель все сказал и наше время больше не тратит. Но иногда и от таких ударов можно получить свое странное удовольствие.
Эллиот Лавгуд Грант Уотсон, «Весной» и «Зимой»
Эллиот Лавгуд Грант Уотсон был писателем и биологом, а еще мистиком, бродившим по английским полям в начале ХХ века. Он учился в Кембридже, объездил весь мир с этнографические экспедициями, но любил только Австралию, куда впервые отправился 25-летним, после окончания Кембриджа, и где его заворожила жизнь аборигенов, о которой писал как исследования, так и философские романы. И в Англии он жил аборигеном, не вылезая из разнообразных деревень с холмами. Эти две короткие книжки — по 24 коротких текста, проиллюстрированных британским художником-натуралистом Чарльзом Фредериком Танниклиффом, — как будто дневник наблюдения за природой: селезни летят за кряквами, завирушки прекрасно поют, набухшие почки вяза кажутся розовыми на фоне темных ветвей. Но это еще и чистой воды медитация, воплощенный в спокойном тексте и точных иллюстрациях образ нормального мира, который прямо сейчас нам дано восстанавливать только вот так, по памяти.
Кевин Барри, «Ночной паром в Танжер»
Два ирландских гангстера у парома на Танжер в порту Альхесираса между делом разыскивают девушку, дочь одного из них, и с гораздо большим энтузиазмом вспоминают минувшие дни, перекидываясь остротами. Увлекательный текст как путешествие в любимые фильмы, когда они уже порядком поизносились. Как будто героев Тарантино собрали тридцать лет спустя на постпоказ скорсезевского «Ирландца»: давайте вспомним, какими мы были, как мир ложился под нами покоренный, и уже больше никогда не ляжет, и как я ел того осьминога в Малаге, после которого у меня до сих пор жопа не того. Когда-нибудь это, возможно, будет фильм Майкла Фассбендера, сейчас это довольно пронзительная и точная история о старости и о том, как жизнь изнашивает даже самых крепких, независимо от кинематографичности сюжета.
Лив Стрёмквист, «Расцветает самая красная из роз»
Комикс о любви в позднем капитализме начинается в 2011 году, когда Леонардо ДиКаприо расстался с очередной моделью — у него их после было шесть штук, только пока писалась эта книга, и со всеми он расставался «по-дружески», а любовь найти не смог. Если представить, что он ее когда-то искал — это громадное допущение выходит за рамки этой книги. Но шведская художница и писательница Лив Стрёмквист (на русском издавался раньше ее суперхит, комикс о женском теле «Плод познания») предполагает, что ДиКаприо просто не может влюбиться, потому что ему всё «никак». А это значит, все мы немножко Леонардо и наступило такое время, когда людям довольно сложно влюбиться. Например, потому, что люди стали немного нарциссами, которые смотрят в других, как в зеркала, стали слишком рациональными, а мужчины еще, давайте признаемся честно, и боятся женщин, у которых развелось власти так много, что хотелось бы спрятаться от нее в уютный маленький мужской мир. Зато у нас достаточно самоиронии, чтобы посмеяться над своими страхами в этом остроумном — и очень умном заодно — комиксе.