10 исторических фактов, которые раскрывают секреты секса на Руси
Исследователи сексуальной культуры в России делятся на два лагеря. Одни утверждают, что власть, вводившая нормы и законы, запрещала людям секс. Другие уверены, именно запреты, которые общество заведомо игнорировало, способствовали сексуальной раскрепощенности. Как менялись сексуальные обычаи и практики за последнюю тысячу лет — разбираемся с помощью берестяных грамот, церковных требников и стихов Пушкина.
Тысяча лет назад (до крещения Руси)
Факт 1
Варяги и иные язычники, жившие на Руси, в своих сексуальных действиях подражали животным. Живя в постоянной близости с природой и наблюдая сношения животных, они имитировали движения коней, быков — и никого это не пугало и не удивляло.
Сохранилось немного источников о сексе этого периода, но об одном странном обряде есть упоминания в текстах арабского путешественника и писателя первой половины X века Ибн Фадлана. Путешествуя по территории еще языческой Руси, он стал свидетелем обряда погребальной оргии. Суть обряда заключалась в том, что супруга обязывалась сопроводить любимого в загробный мир, поочередно вступая в половую связь с его соратниками. Так они передавали почившему другу свое уважение и частичку себя.
X–XIII века
Факт 2
После крещения Руси сексуальная жизнь как форма отношений между мужчиной и женщиной стала регулироваться церковью. Но церковный канон требовал одного, а народные обычаи, пришедшие со времен язычества, — другого.
По церковным канонам сексуальность — это зловредное явление, происходящее от Сатаны. Оно опасно и для общества в целом, и для отдельного человека в частности, поэтому любые проявления сексуальности нужно удерживать в жестких рамках. А лучше подавлять совершенно.
Наталья Пушкарева в книне «Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков» упоминает, что на Руси были широко распространены ранние браки. Именно они считались одним из способов регулирования сексуальной жизни. Так как требники (православная богослужебная книга) содержали подробные перечни наказаний за добрачный секс или участие в оргиях, проще было заключить ранний брак и заниматься сексом по закону.
Факт 3.
Строго наказывались и измены в браке. И язычники, и христиане отрицали связь между любовью и сексуальным влечением и не осознавали, что сексуальные отношения с одним партнером могут как-то отличаться от отношений с другим.
В рассказе о святых Петре и Февронии, чтобы пресечь грешные поползновения одного из бояр своего мужа, Феврония велела домогающемуся ее мужчине зачерпнуть по ведру воды с каждого из бортов ладьи. Затем женщина спросила боярина, одного ли вкуса вода в каждом из ведер. Когда тот сказал, что одного, Феврония тем самым получила подтверждение своей точки зрения: значит, все женщины сексуально одинаковы, так что мужчине следует довольствоваться своей законной женой.
Факт 4.
Регулировалось не только количество партнеров, но и сам процесс: заниматься сексом дозволялось строго в определенных позах. Так, самой опасной считалась поза «женщина сверху», потому что означала ни что иное, как преклонением перед дьяволом.
В церковных книгах упоминается такое наказание: «Всякая жена, восседающая на мужа — 6 лет да покается»
«И поклонов 12 утром и 12 вечером и комкает от Пасхи до Пасхи, понеже божий образ осквернила».
При этом употребление сквернословий не регулировалось никак. Так, в берестяной грамоте 1140‒1160-годов, найденной в городе Старая Русса, сохранилось свидетельство частной переписки двух братьев Радослава и Хотеслава. В письме брат употребляет такие эпитеты: