Как собор менял свой облик и как его едва удалось спасти от полного разрушения

Культура.РФКультура

10 фактов о Спасском соборе

Спасский собор Андроникова монастыря — самый древний белокаменный храм Москвы, открытый для посетителей. Его построили еще во времена, когда в монастыре жил Андрей Рублев. О том, как собор менял свой облик и как его едва удалось сохранить от полного разрушения, рассказывает «Культура.РФ».

0:00 /
415.064
Спасский собор, вид с южной стороны. Современный облик

Название собора

Спасский собор получил свое название благодаря митрополиту Алексию, церковному и государственному деятелю второй половины XIV века. Он основал Андроников монастырь и вложил в его храм икону Спаса Нерукотворного. Однако тот белокаменный собор, который знаем мы, появился позднее: вероятно, первый монастырский храм был деревянным.

Участие Андрея Рублева

Каменный Спасский собор, по свидетельству письменных источников, был построен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. К моменту возведения собора Андрей Рублев, который жил в Андрониковом монастыре, был уже старцем. О нем и его друге и сопостнике Данииле источники упоминают, что они создали «церковь каменную» — участвовали в возведении каменного храма, возглавили общее руководство работами и, возможно, пожертвовали личные средства на строительство.

Святитель Алексий приносит в монастырь икону «Спас нерукотворный». Миниатюра лицевого списка жития преподобного Сергия Радонежского. 1580-Е — начало 1590-Х

Храмы-современники

Собор является современником таких известных храмов, как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422–1423 годы), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420–30-е годы). Все эти памятники архитектуры — примеры белокаменного раннемосковского зодчества.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Белый камень

Спасский собор построили из белого камня — красивого природного материала, который использовали на Руси еще в XII веке. Историки считают, что белокаменное строительство было гораздо дороже любого другого из-за сложной добычи, транспортировки и обработки такого материала. А добывали камень в выходящих к Москве-реке окрестностях современных сел Верхнего и Нижнего Мячкова в Раменском районе.

Килевидный портал Спасского собора. Современный облик

Необычная конструкция

Подпружные арки храма, опирающиеся на столбы и поддерживающие купол, были ступенчато повышены относительно расходящихся от них сводов. Такую конструкцию разработали еще в домонгольский период русской архитектуры, однако во времена ордынского ига каменное строительство на Руси практически прекратилось и конструкцию на время забыли. Архитекторы Спасского собора одними из первых в XV веке обратились к этому старинному решению, которое придало храму динамичный силуэт и вертикальную устремленность.

Вид на своды и подпружные арки Спасского собора

Росписи Рублева

После окончания строительства Спасский собор расписал сам Андрей Рублев — это стало последней работой знаменитого иконописца. До наших дней, правда, фрески не дошли — от них остался лишь фриз с фресковыми медальонами, обрамленный остатками киноварной огранки. На медальонах сохранились растительный орнамент и голубовато-серая рефть, которая, видимо, служила подкладкой для насыщенного синего фона. Их обнаружили только в ХХ веке, а вся роспись была утрачена во время пожара 1812 года — и в наши дни невозможно точно сказать, какими были ее особенности.

Орнаментальный фриз на откосе алтарного окна Спасского собора. Андрей Рублев. 1420-Е

Первая реконструкция

В XIX столетии облик храма значительно изменился. Преобразования начались с восстановления собора после нашествия армии Наполеона, в ходе которого он был частично разрушен. Настоятель монастыря архимандрит Феофан сообщал: «В соборном монастырском храме… по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма...»

Спасский собор до начала реставрации. 1950-Е

Масштабные изменения

Весь XIX век интерьеры и внешний вид собора менялись. В 1837 году живописец Андрей Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846–1850 годах по проекту архитектора Петра Герасимова, будущего основателя и председателя Московского архитектурного общества, перестроили паперти, устроили два придела с севера и юга от собора и шатровый верх над ними. В результате многочисленных изменений собор приобрел вид кубического здания, которое венчал небольшой восьмигранный барабан с шатровым верхом.

Спасский собор до начала реставрации. 1950-Е

Собор после царской России

После закрытия Андроникова монастыря в 1918 году на его территории до 1922 года располагался один из первых концентрационных лагерей. Здесь отбывали наказание «долгосрочные» заключенные, а также «нежелательные элементы». Позже здания монастыря передали под общежития завода «Серп и Молот». В это время была разрушена колокольня монастыря и в целом стоял вопрос о сносе собора.

Вид на Спасский собор после закрытия монастыря. 1920-Е

Современный облик

В 1947 году, к моменту основания Музея имени Андрея Рублева в стенах Спасо-Андроникова монастыря, собор находился в аварийном состоянии: его убранство было утрачено, крыши и купол протекали. Одним из инициаторов спасения храма стал первый директор музея Давид Арсенишвили. Реставраторам Петру Максимову и Борису Огневу в результате натурных исследований и снятия обмеров удалось узнать, каким был древний, первоначальный вид храма. Реставраторы-архитекторы Лев Давид, Борис Альтшулер и Сергей Подъяпольский вернули Спасскому собору его исторический облик.

Спасский собор, вид с юго-западной стороны. Современный облик

Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала заместителя директора по развитию Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Светлану Липатову.

Фотографии предоставлены сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении