Шанс разбудить провинцию

Важнейший социальный эффект ВСМ гораздо важнее сроков их окупаемости

ЭкспертОбщество

Шанс разбудить провинцию

Радикальное улучшение транспортной связности регионов в зоне прохождения высокоскоростных железнодорожных магистралей откроет новые жизненные перспективы миллионам россиян. Этот важнейший социальный эффект ВСМ гораздо важнее сроков их окупаемости в узком смысле

Сергей Кудияров, Александр Ивантер

Железнодорожный транспорт играет огромную роль в экономике России. Наша страна располагает третьей по протяженности, после США и Китая, сетью стальных магистралей. На железные дороги приходится 86% всего грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) и 22% перевозок пассажиров. Однако это никоим образом не касается высокоскоростных железнодорожных перевозок. Министерство путей сообщения CCCР (предшественник РЖД) еще в 1987 года приступало к проектированию высокоскоростных магистралей (ВСМ) Центр —Юг (Москва—Крым) и Москва—Ленинград, но за прошедшие три с лишним десятка лет линий ВСМ в нашей стране так и не появилось. Самый быстрый поезд России «Сапсан» в сообщении между Москвой и Санкт-Петербургом движется со средней скоростью 200 км/ч, а 250 км/ч — его верхний порог. Причем для движения используется общая железнодорожная сеть, а не выделенная линия.

Напомним, что под ВСМ в мире принято понимать железнодорожные линии, как правило выделенные, способные поддерживать скорость 250 км/ч и более. Первой в мире ВСМ стала открытая к Олимпийским играм в Токио 1964 года линия Shinkansen, соединившая японскую столицу и город Осака. В 1977 году в элитный ВСМ-клуб вошла Италия с трассой Рим—Флоренция. Еще через четыре года с линией Париж—Лион дебютировала Франция. Затем высокоскоростные магистрали появились в Германии (в 1988 году), Испании (в 1992-м), Южной Корее (в 2004-м), Тайване и КНР (в 2007-м). Китай добился особого успеха: всего за десять с небольшим лет здесь была построена 31 тыс. километров ВСМ, что составляет на сегодня 67% общей протяженности высокоскоростных трасс в мире. В процессе сооружения ВСМ находятся Великобритания и США, первые ВСМ запустили и некоторые амбициозные страны, не относящиеся к технологическому первому эшелону, такие как Саудовская Аравия и Турция.

Почему же в нашей стране процесс создания ВСМ оказался столь долгим и мучительным? С одной стороны, у такой нерешительности есть объективные основания. Во-первых, масштабность задачи. Речь идет о сложнейшем мегапроекте, создании в стране целого кластера новых производств и компетенций — начиная с устройства железнодорожного полотна, рассчитанного на сверхвысокие скорости, до производства тягового и подвижного состава с качественно другими против привычных характеристиками. Во-вторых, финансовые модели всех обсуждаемых проектов содержат значительную бюджетную составляющую: их реализация потребует сотен миллиардов налоговых рублей. Принципиально важно, чтобы эти инвестиции принесли максимальный как прямой транспортный, так и косвенный макроэкономический эффект.

Кроме того, в спорах о сроках окупаемости разных маршрутов ВСМ и их приоритизации часто упускается из вида уникальный социальный эффект, который способен принести высокоскоростной и, что немаловажно, массово доступный наземный транспорт. Речь идет о качественном повышении мобильности населения. Конечно, сама по себе мобильность не самоцель, в конце концов, максимальную мобильность граждане обретают в годы великих потрясений, войн и революций, сопровождаемых массовыми эвакуациями и депортациями.

Скорее, надо говорить о шансе на новое качество жизни, которое приобретают жители провинции в ареале прохождения магистрали. Уплотненное, сжатое ВСМ-пространство дает веер новых трудовых, образовательных, потребительских и бизнес-треков для миллионов людей.

Понятно, что сама по себе эта «химия» не возникнет. В мире где-то возникает, где-то нет. К чести РЖД, компания придумывает и обсуждает с региональными властями кластерные проекты для формирования точек роста вокруг остановочных пунктов по ходу следования пилотной магистрали от Москвы до Нижнего Новгорода.

Где строить

Безусловно, ВСМ не могут быть универсальным ответом на все потребности общества в перевозках. В мировой практике целевой аудиторией ВСМ обычно выбираются бизнес-путешественники и туристы. При средней рабочей (не максимальной!) скорости 250 км/ч высокоскоростной поезд может преодолеть расстояние 500 км за два часа, что позволяет совершить путешествие даже между крайними точками магистрали в течение одного дня, не тратя времени и денег на ночлег. Это кардинальным образом повышает транспортную связность территорий, охваченных сетью ВСМ.

«Есть три основных критерия принятия решения о строительстве ВСМ, — говорит вице-президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Павел Чистяков. — Во-первых, плотность и концентрация населения, наличие больших городов, отстоящих друг от друга на 400–600 километров. Во-вторых, население должно быть достаточно платежеспособным, чтобы пользоваться ВСМ. Если эти условия выполняются, можно анализировать третье — оценивать достаточность социально-экономических эффектов от реализации проекта».

Для обеспечения эффекта экономии времени большое значение имеет география расположения станций в разрезе, центр это или окраина города. Скажем, при авиаперелетах колоссальный объем времени, подчас сравнимый с длительностью самого полета, съедает дорога в аэропорт и из него.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пилим по России Пилим по России

Алексей в свои сорок лет уже руководит большой региональной компанией

Эксперт, сентябрь'19
Подростковый экоцентризм Подростковый экоцентризм

Шведская школьница бросила вызов 70 главам государств и правительств

Огонёк, сентябрь'19
200 крупнейших компаний России. 1-10 200 крупнейших компаний России. 1-10

Рейтинг 200 крупнейших компаний России. Места 1-10

Forbes, октябрь'19
Что делать в Москве в этот уик-энд? Что делать в Москве в этот уик-энд?

Где послушать Джеймса Блейка или посмотреть «Мстителей: Финал» в IMAX

GQ, июнь'19
Путешествие по таблице элементов: от водорода до оганесона Путешествие по таблице элементов: от водорода до оганесона

Периодическая таблица считается одним из величайших достижений химической науки

Наука и жизнь, июнь'19
Тест графической карты Sapphire Radeon VII 16GB: а счастье было так близко … Тест графической карты Sapphire Radeon VII 16GB: а счастье было так близко …

Обзор видеокарты Sapphire Radeon VII 16GB

CHIP, июнь'19
Навальный узнал о квартирах на сотни миллионов рублей у семьи сотрудника ФСБ из статьи Голунова Навальный узнал о квартирах на сотни миллионов рублей у семьи сотрудника ФСБ из статьи Голунова

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал новое расследование

Forbes, июнь'19
Полураспад лжи Полураспад лжи

Что думает о самом рейтинговом сериале в истории его создатель

Русский репортер, июнь'19
8 нововведений, которые сильно изменят жизнь автомобилистов 8 нововведений, которые сильно изменят жизнь автомобилистов

Несколько очень обсуждаемых инициатив июня 2019 года для автомобилистов

РБК, июнь'19
Digital-невеста: как цифровые технологии меняют свадебную индустрию Digital-невеста: как цифровые технологии меняют свадебную индустрию

Молодожены теперь делают селфи на полароид и устраивают VR-квесты для гостей

Forbes, июнь'19
AliExpress Russia досталась генеральным содиректорам AliExpress Russia досталась генеральным содиректорам

Alibaba, Mail.Ru, «МегаФон» и РФПИ согласовали параметры совместного предприятия

РБК, июнь'19
Лучшие мойки воздуха для дома: рейтинг 2019 года Лучшие мойки воздуха для дома: рейтинг 2019 года

Какую мойку воздуха выбрать среди множества моделей

CHIP, июнь'19
Renault и Nissan выведут автопилот от материнской компании Google на глобальный рынок Renault и Nissan выведут автопилот от материнской компании Google на глобальный рынок

Waymo будет развивать беспилотные автоперевозки во Франции и Японии

Forbes, июнь'19
От великого до смешного От великого до смешного

Всем известно, что именно хоккеисты – самые большие фаталисты!

Playboy, июнь'19
Человек-кремень Человек-кремень

О русском кино, внутренней свободе и актерских техниках как опыте трансмедитации

OK!, июнь'19
Миллиардер Роман Троценко: «Стоимость биткоинов будет равна нулю» Миллиардер Роман Троценко: «Стоимость биткоинов будет равна нулю»

Первый гость нового видеопроекта — совладелец корпорации AEON Роман Троценко

Forbes, июнь'19
Зависимость от путешествий: как она возникает и чем опасна Зависимость от путешествий: как она возникает и чем опасна

В многочисленных «бесконтрольных» путешествиях таится опасность

Psychologies, июнь'19
Наука и просвещение не готовы к открытиям Наука и просвещение не готовы к открытиям

Эксперты составили для Счетной палаты рейтинг прозрачности российских ведомств

РБК, июнь'19
Серьезная крыша Серьезная крыша

Игорь Рыбаков начинает инвестировать в организацию чемпионатов мира по шахматам

Tatler, июль'19
Что Fondation Louis Vuitton покажут в Пушкинском музее и как это связано с Сергеем Щукиным Что Fondation Louis Vuitton покажут в Пушкинском музее и как это связано с Сергеем Щукиным

Смотрим Баския, Уорхола, Каттелана и других в Москве

Vogue, июнь'19
Паразиты, львы и мир без женщин: 10 лучших фильмов этого лета Паразиты, львы и мир без женщин: 10 лучших фильмов этого лета

В этом году большие режиссеры не сговариваясь выпустили по новому фильму:

Forbes, июнь'19
Big Baby Tape Big Baby Tape

Big Baby Tape знает наизусть правила рэп-игры, но хочет ввести свои

Esquire, июнь'19
Свобода дороже: не хочу жить с мужчиной, но хочу любви Свобода дороже: не хочу жить с мужчиной, но хочу любви

Многие находят плюсы в независимости и жизни в одиночестве

Psychologies, июнь'19
Не волшебная палочка Не волшебная палочка

Мировой опыт доказывает: тратить деньги на ВСМ необходимо с открытыми глазами

Эксперт, июнь'19
Бизнесмена Василия Бойко-Великого задержали по делу о растрате $500 000 Бизнесмена Василия Бойко-Великого задержали по делу о растрате $500 000

Бизнесмен Василий Бойко-Великий задержан по обвинению в хищении $500 000

Forbes, июнь'19
5 китайских дизайнеров на Pitti Uomo, о которых нужно знать 5 китайских дизайнеров на Pitti Uomo, о которых нужно знать

Рассказываем о многоообещающих участниках предстоящей выставки

Vogue, июнь'19
Pharaoh Pharaoh

Фараон – главный рулевой рэп-сцены

Esquire, июнь'19
MAXIM посмотрел фантастический триллер «Дитя робота» и делится увиденным MAXIM посмотрел фантастический триллер «Дитя робота» и делится увиденным

Это триллер, и в какой-то момент он станет жестоким и черствым

Maxim, июнь'19
«Я год пытался ЦБ объяснить, что надувается пузырь» «Я год пытался ЦБ объяснить, что надувается пузырь»

Максим Орешкин поспорил с ЦБ по поводу рисков необеспеченного кредитования

РБК, июнь'19
5 способов снять ненужные запреты и ограничения 5 способов снять ненужные запреты и ограничения

На наше поведение влияют внутренние предписания и ожидания

Psychologies, июль'19