Портретная галерея Дмитрия Быкова

ДилетантИстория

Константин Победоносцев

1

Стиль Победоносцева — это и есть в концентрированном выражении эпоха русской реакции, и от застоя она отличается кардинально, потому что застой — это, в общем, бессодержательно. Это вялое плетение словес, которые давно ни о чём. Брежневский застой совсем не заморозок, это как раз бессильная попытка подморозить сплошное расползание. Не таков стиль Александра III и его главного идеолога. Различие тонко почувствовал Маяковский: советская реакция — это не Победоносцев, а Победоносиков, блёклая копия. Советское было прогрессистским по самой своей природе, хотя и пользовалось архаическими методами. Победоносцев же — это голос ледяной архаики, мёртвого, но могучего консерватизма, это не торможение, а сознательное отрицание всякого движения, и выражено это не вяло, а энергично. Тут нет никакой попытки сохранить лицо, характерной вообще для застоев; нет, это не лицо, а череп, оскал мертвечины, костяное клацанье, данс макабр. Читая «Московский сборник», постоянно восклицаешь: да это же… да прямо же… да один в один же! Так говорят сегодняшние идеологи русской весны, так говорила бы консервативная часть власти, если бы не стеснялась. Этот вирус ледяной смерти всё время бродит в русской крови, но никогда не может победить окончательно — в силу того, что страна у нас вообще не идеологическая, в ней мало кто во что-нибудь верит. Но вот Победоносцев верил, и потому «Московский сборник» — довольно страшная книга.

Тем не менее кое-какая застенчивость была присуща и ему. Всё главное тут проборматывается, говорится как бы впроброс, чтобы не успели возразить, а в качестве тезисов берётся бесспорное и очевидное. «Церковь как общество верующих не отделяет и не может отделять себя от государства, как общества, соединённого в гражданский союз» — это преподносится как нечто само собой разумеющееся, а между тем именно это и дало Мережковскому основания называть русскую церковь «антихристовой», а Соловьёву — предсказывать падение Третьего Рима. Почему это «самой коренной и глубочайшей потребностью души человеческой» является «потребность верования и единения в вере»? Насчёт верования согласимся, насчёт единения — позвольте: вера — дело интимное, в публичности не нуждается, государство созидается и держится не ею. «Личное верование не отделяет себя от верования церковного, так как существенная его потребность есть единение в вере». Да? В самом деле? Но логичнее было бы написать «моя потребность», ибо если вера ваша так слаба, что ей нужны государственная поддержка и общественная легитимация, то и счастливого вам пути в огосударствленную церковь, и даже в церковь-государство, как мечталось Леонтьеву; но опасайтесь возводить личную особенность в абсолютный закон. «Сила умственная, сила интеллигенции и мышления, весьма ошибается, если полагает в себе самой всё нужное для силы духовной» — вот оно, роковое разделение и даже противопоставление интеллекта и духа, лежащее в основе концепции Победоносцева. Ум для него — опасность, интеллигенция — оторванные от народа умники, сомневающиеся во всём, кроме себя. А надо сомневаться, надо всё время чувствовать себя чужой на празднике жизни! (Может, и надо, да не по вашей указке.)

«Невзирая на всякие свободы, повсеместно провозглашаемые, мы стремимся во всём под власть государства», — да ну? Это опять «я стремлюсь под власть государства», к чему же так обобщать? «Чуть у кого жмёт сапог на ноге, слышишь крик — государство должно вступиться»; согласитесь, г-н автор, этот крик совершенно вас устраивает, вам было бы желательно, чтобы и к церкви так взывали; но в действительности, увы, чуть у кого жмёт сапог на ноге — отовсюду крик: это государство жмёт! Не могло бы оно отойти чуть подальше? И это было ровно так уже и в шестидесятые годы позапрошлого века, а в восьмидесятые сделалось общим местом. Пастыри желают пасти — им невдомёк, что пасомые обладают уже собственным разумом; Победоносцев в «пульс толпы» вообще не верил, а в способность народа к суждению — подавно. В статье «Величайшая ошибка нашего времени» он говорит всё то, под чем сегодняшняя российская власть страстно желала бы подписаться — и, думаю, в ближайшие шесть лет подпишется, потому что притворяться уже бессмысленно: «Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции и проникла, к несчастью, в русские безумные головы. (…) Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей. (Опять эта экстраполяция личных особенностей на всё человечество; глубочайший пессимизм в отношении народа, движимого исключительно алчностью и тщеславием, — вот основа мировоззрения Победоносцева, и в этом смысле он, по крайней мере, нагляден. — Д. Б.) Не замечая, что пороки единовластия суть пороки самого общества, которое живёт под ним, люди разума и науки возложили всю вину бедствия на своих властителей и на форму правления и представили себе, что с переменою этой формы на форму народовластия или представительного правления общество избавится от своих бедствий и от терпимого насилия».

Вот оно, проговаривание впроброс наиболее существенных вещей. Пороки единовластия — суть пороки народа? В самом деле? То есть самая эта форма управления никаких пороков не имеет, а недостатки её объясняются лишь общей греховностью человеческой природы? То есть парламент у вас несовершенен, потому что личности парламентариев мешают им транслировать народную волю, а личность верховного правителя по определению совершенна? И зависимость от этой личности по определению благотворней, чем зависимость от толпы борющихся и конкурирующих индивидуумов? Какой, однако, незамутнённый, чистый и блистательный пример! «Парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение» — отлично, вот это и есть уже готовая оруэлловщина: «Свобода — это рабство». Единовластие и неизбежно сопровождающий его культ личности — это не торжество эгоизма, а парламентаризм — самое оно! «Избиратели являются для него (кандидата) стадом — для сбора голосов, и владельцы этих стад подлинно уподобляются богатым кочевникам, для коих стадо составляет капитал, основание могущества и знатности в обществе», — а для пастыря его подданные стадом не являются, конечно! Разве не то же самое слышим мы со всех сторон: нынешний лидер России — раб на галерах, а его конкуренты и оппоненты стремятся только к наживе! Он выполняет священную миссию, а остальные относятся к народу как к обманутому стаду. Путин — труженик на благо народное, а Навальный жаждет личного обогащения. Кто бы спорил.

«По теории, избранный должен быть излюбленным человеком большинства, а на самом деле избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это меньшинство представляет организованную силу, тогда как большинство, как песок, ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией». Следите за рукой: тут исток теории заговора, возлюбленной конспирологии, главного инструмента российского консерватизма (они постоянно подсовывают эту идею властям, и в результате любая оппозиция воспринимается и преподносится как заговор, спонсируемый нашими иностранными врагами).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий неудачник Великий неудачник

Черчилль терпел поражения чаще, чем одерживал победы

Дилетант
Шок Шиле Шок Шиле

Скандальная репутация австрийского художника

GALA Биография
Отец и сын Отец и сын

Пётр не сомневался, что бегство сына есть результат заговора

Дилетант
Несколько жизней Хаима Сутина Несколько жизней Хаима Сутина

История жизни художника Хаима Сутина

Караван историй
Казнь мятежников Казнь мятежников

Мятежники были приговорены к смертной казни через повешенье

Дилетант
Свобода снова Свобода снова

Мэрил Стрип и Том Хэнкс снялись в фильме Стивена Спилберга «Секретное досье»

L’Officiel
«В спорте, как и в жизни, бывают провалы» «В спорте, как и в жизни, бывают провалы»

Керлингистку Анну Сидорову назвали самой красивой спортсменкой России

OK!
Сказала и отрезала Сказала и отрезала

Актриса Анна Чиповская — о своей новой короткой стрижке

Vogue
Это не борьба с Путиным, это борьба с прошлым Это не борьба с Путиным, это борьба с прошлым

Отличительный признак геронтократа — не его возраст и не возраст его окружения

СНОБ
Ставка на химию Ставка на химию

Новые лекарства стоят дорого, зато теперь можно эффективно лечить рак таблетками

Forbes
Пар ушел в список Пар ушел в список

Доклад — это не только список фамилий, но и повествовательная часть

СНОБ
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
«Страх или скука покажут, что вы двигаетесь не туда» «Страх или скука покажут, что вы двигаетесь не туда»

Травмы и внутренние запреты внушают чувство беспомощности. Но они не могут убить в нас свободу воли. Философ Алекс Паттакос объясняет, как избавиться от груза прошлого и взять ответственность за свою жизнь.

Psychologies
Зоопарк болезней Зоопарк болезней

На невидимом фронте биомедицины трудятся не только мыши, крысы и макаки

Популярная механика
Кейптаун — самая южная точка Африки Кейптаун — самая южная точка Африки

В Кейптаун едут за сафари, серфингом, вином и лучшим искусством на континенте

Vogue
Какие головные уборы выбрать, чтобы не выглядеть глупо Какие головные уборы выбрать, чтобы не выглядеть глупо

5 модных способов избежать простуды

Esquire
Лучшие игры 2017 года Лучшие игры 2017 года

Топ-7 по версии Игромании

Игромания
Невинный монстр Невинный монстр

Жерар Депардье рассказывает, чем займется, бросив пить

GQ
Путеводные чувства Путеводные чувства

Как научиться планировать жизнь с соответствии со своими эмоциями

Yoga Journal
Политическая география Тревора Паглена Политическая география Тревора Паглена

Жизнь в исполнении Паглена выглядит не слишком радостным киберпанком

Популярная механика
Ритуальные танцы Ритуальные танцы

Чтобы облегчить переход на новый уровень, мы используем ритуалы

Psychologies
Сильные девочки Сильные девочки

Интервью с Натальей Злобиной, победительницей конкурса «Героиня нашего времени»

Домашний Очаг
Стоит и стоять будет Стоит и стоять будет

Об очереди на «Щелкунчика» как природном феномене

GQ
Я и моя собака Я и моя собака

Почему они для нас так много значат?

Psychologies
Чего хочет женщина? Чего хочет женщина?

Наши прекрасные эксперты отвечают на весьма сокровенные вопросы

Playboy
Городские цветы Городские цветы

Домашние растения помогут нам легче пережить зиму, если мы сначала поможем им

Добрые советы
Андрей Лукашевич Андрей Лукашевич

Управляющий директор Delivery Club Андрей Лукашевич

GQ
Белый снег, синий лед Белый снег, синий лед

Скалы, водопады и пляжи Исландии стоят того, чтобы приезжать сюда вновь и вновь

GEO
В кейптаунском порту В кейптаунском порту

Кейптаун стал центром современного африканского искусства

Vogue
Опять одна реклама! Опять одна реклама!

Реклама была такой интересной, что ей посвящали це­лые статьи в журналах

Maxim
Открыть в приложении