Зумеры, бумеры, миллениалы? Что не так с теорией поколений
Разоблачение главных мифов о концепции, которая делит всех нас по возрасту на такие разные группы
Предложите обсудить тему поколений в любой организации или компании, и вы почти гарантированно получите долгую и яростную и дискуссию. Особенно, если в ней будут участвовать представители разных возрастов. Ленивые и эгоцентричные «зумеры», которые бесят людей в возрасте своим отношениям к работе и к жизни, надоевшие молодежи «деды», они же «бумеры», которые своими действиями довели мир до его нынешнего состояния, бесконечные попытки обвинить другое поколение во всех грехах и бедах. Мы уже настолько привыкли к этим ярлыкам, что не так часто задумываемся, на чем основано жесткое деление людей на поколения, и есть ли у него основания, достаточные, чтобы делать далеко идущие выводы.
Времена создают людей, люди создают времена
Помните эту фразу, которая разошлась по интернету в бесчисленном количестве мемов: «Трудные времена создают сильных людей, сильные люди создают хорошие времена, хорошие времена создают слабых людей, слабые люди создают трудные времена?» Кажется, он была с нами всегда, хотя это прямая цитата из постапокалиптического романа Майкла Хопфа «Те, кто остается», опубликованного всего лишь 7 лет назад, в конце 2016 года.
А саму идею подобной цикличности первыми сформулировали авторы теории поколений драматург Уильям Штраус и историк Нил Хоув. Это им мы обязаны нынешней популярностью терминов «иксеры», «миллениалы» и «зумеры», хоть и не все эти слова придуманы ими. Их теория тоже сравнительно новая: впервые Штраус и Хоув обнародовали ее в 1991 году, в книге «Поколения: История будущего Америки, 1584–2069 годы», а затем развили в 1997 году в книге «Четвертое превращение: Американское пророчество».
Суть теории. Штраус и Хоув разбили историю США на периоды по 80-100 лет и выявили закономерность: периоды подъема сменяются спадами, периоды мира — кризисами, за которыми следует радикальная социальная и политическая реконструкция (для США такими кризисными точками были, например, Война за независимость, Гражданская и Вторая мировая войны). Не то, чтобы они были первыми, кто заметил это, но они также привнесли сюда ту самую идею чередования «трудных» и «хороших» времен, рождающих «сильных» и «слабых» людей.
Штраус и Хоув подсчитали, что на протяжении одного периода в стране живут и сменяют друг друга четыре поколения — новое поколение рождается и становится взрослым каждые 20 лет. Принадлежность к поколению они предложили определять по трем критериям: возраст, точнее, проживание одних и тех же исторических событий в одном и том же возрасте, единые убеждения, модели поведения и субъективное ощущение причастности к определенному поколению. И главное: Штраус и Хоув выявили всего четыре архетипа поколений, циклично сменяющих друг друга. В «Четвертом превращении» они назвали их пророками (prophets), кочевниками (nomads), героями (heroes) и артистами (artists).
Цикл выглядит так: во время кризиса рождается поколение артистов (условно слабое, рецессивное), которому не нравится происходящее, но которое не знает, как это исправить. После завершения кризиса — поколение пророков (доминантное), которое активно ищет пути выхода, действует и обеспечивает подъем. Во время подъема — поколение кочевников (слабое), которым не нравятся наведенный пророками порядок, но которые больше заняты собственными проблемами, чем проблемами общества в целом. И, наконец, когда подъем сменяется спадом, приходит очередь поколения героев, активная деятельность которых сопровождается великими свершениями, но завершается новыми кризисом. Затем цикл повторяется.
Широкой публике больше запомнились не эти архетипы, а броские названия определенных, ближайших к нам поколений. Например, «молчаливое» поколение (silent generation) осторожных и бережливых артистов, родившихся во время Великой депрессии. «Бумеры» (baby boomers) — энергичные пророки, родившиеся после Второй мировой. «Иксеры» (Gen X или xennials) — их дети, рациональные и циничные кочевники. «Миллениалы» (millenials), которые сейчас пытаются оттеснить «бумеров» и перекроить мир под себя. Но им на смену уже идут «зумеры» (Gen Z), рефлексирующие и тонко чувствующие артисты.
Красивая и понятная теория вызвала восторг у множества самых разных наблюдателей — активистов, политиков, журналистов, маркетологов, наконец, обычных представителей поколений. Каждый год публикуются сотни научных и бесчисленное количество обычных статей, в которых упоминаются, изучаются и объясняются разные аспекты жизни бумеров, миллениалов или зумеров.
Ученые же — социологи и историки — отнеслись к теории Штрауса и Хоува скептически и сохраняют этот скепсис до сих. Но в силу ее огромной и непреходящей популярности в СМИ периодически делают попытки препарировать ее и объяснить, что же с ней не так.
Мы решили пересказать очередную и достаточно серьезную попытку разоблачения самых популярных мифов, связанных с теорией поколений, которую предприняли ученые из трех американских и одного немецкого университета.
От Reminder: в оригинальной статье мифов 10, а не 8, но два мы пересказывать не стали — они касаются узких вопросов вроде неверного использования статистических моделей в исследованиях поколений и будут интересны и понятны только специалистам. Если вы один из них, в оригинале это мифы № 5 и № 9.