Доходное расхождение
Продавцы маркетплейсов столкнулись с требованиями ФНС уточнить налоговые декларации. Сведения о суммах операций из фискальных чеков и отчетов торговых площадок зачастую кратно выше задекларированных

В период подачи деклараций за 2024 г. некоторые продавцы маркетплейсов получили от налоговых инспекций требования пояснить противоречия между данными из декларации и сведениями, полученными органами в ходе камеральных проверок. В своих письмах, указывая на занижение доходов, налоговики чаще всего ссылаются на данные контрольно-кассовой техники, в одном из требований – на агентский отчет площадки.
«Ведомости» ознакомились с семью такими документами, которые были разосланы инспекциями из разных регионов страны в адрес налогоплательщиков с ОКВЭД «электронная торговля». Почти во всех случаях предполагаемый налоговыми органами размер выручки продавцов превышал задекларированный доход в два и более раза. Одному из продавцов несоответствие данных помимо потенциальных доначислений грозит переходом на общую систему налогообложения, так как его выручка, согласно сведениям инспекции, превысила в 2024 г. лимит в 265,8 млн руб., следует из документа. Продавец задекларировал доход в 246,1 млн руб., в то время как поступления на его расчетный счет составили 266,6 млн руб. даже без учета комиссии маркетплейса, пишет инспектор.
Первые случаи расхождения сведений появились еще год назад, но тогда они были разовыми, а суммы – небольшими, например, селлер указывал 58 млн руб., а по данным пробитых площадками чеков получалось 62 млн руб., говорит бухгалтер Татьяна Кутузова, оказывающая услуги продавцам на электронных площадках. В текущую декларационную кампанию проблема стала массовой и потенциальные доначисления существенно выросли, в отдельных случаях кратно, считает она. С ней соглашается ее коллега Юлия Голубь, работающая бухгалтером у крупного селлера. Сейчас с декларационной кампанией у продавцов «есть проблемы», отмечает она. По словам Голубь, в профессиональном сообществе активно обсуждаются частые случаи расхождения на значительные суммы.
В ходе сдачи деклараций по УСН предприниматели, работающие через маркетплейсы, сейчас фиксируют существенные несоответствия между собственными расчетами и данными, поступающими от торговых площадок, говорит основатель учебного центра Biznesinalogi Евгения Мемрук. «К нам обращаются селлеры, различия в отчетности которых в ряде случаев достигают 50–100%, что создает серьезные риски доначисления налогов. С проблемой столкнулись как селлеры маркетплейсов, так и предприниматели, использующие образовательные онлайн-платформы», – поясняет юрист. Мемрук ожидает «массовую волну» таких случаев, когда основная часть предпринимателей, особенно пользующихся банковской бухгалтерией, подаст декларации (срок представления налоговой отчетности для предпринимателей на УСН истекает 25 апреля. – «Ведомости»).