Александр Колесов
В феврале 2021 года у главного синоптика города важная годовщина — ровно 30 лет, как он работает в петербургском Гидрометцентре.
Правда, что вы работали в Арктике?
Я окончил петербургскую Макаровку, когда там еще был полноценный метеорологический факультет, после чего в 1975 году меня распределили в Мурманск. Так что да, служил в Арктике, на Северном морском пути, и надо сказать, погода там и в Петербурге абсолютно разная. Когда вернулся, пришлось перестраиваться: при тех условиях, при которых в Мурманске было усиление ветра, в Петербурге не происходило вообще ничего.
Сильно изменилась метеорология за эти годы?
35 лет назад мы работали по старинке, использовали карты погоды и высотные карты, пытаясь спрогнозировать, как будут меняться циклоны и антициклоны при движении. Возможно было составить прогноз только на первые сутки, дальше начинались погрешности. Третьи сутки считались долгосрочным прогнозом, а сейчас это — месяц вперед. С 1990-х в метеорологию внедрились компьютеры, и сейчас наша служба требует громадного количества машинной мощности, памяти, а специалист выбирает вариант развития процессов, который ему кажется наиболее правдоподобным с учетом особенностей территории. Мы разрабатываем схемы, модели, строим карты и графики на компьютерах, у нас в штате даже программисты есть — и не простые, а разбирающиеся в теме погоды.
Погода в Петербурге — она какая?
Переменчивая. Климат морской, и на погоду серьезно влияют большие водоемы, окружающие наш город, — Финский залив и Ладожское озеро. Летом от них приходит более прохладная воздушная масса, зимой — наоборот, более теплая. Надо учитывать, Петербург стоит фактически на открытой воде: его половина охватывает Невскую губу! Где-нибудь в Сибири климат понятный: из-за антициклонов зимой мороз, летом — сухо и жарко. А на Северо-Западе — постоянно циклоны, циклоны, циклоны! И погода зависит от того, как они пойдут — севернее, южнее, принесут теплый или холодный воздух.