Жизнь без любимого: правда ли, что романтическая любовь умерла, а моногамия больше не в моде? Разбираемся с экспертами
Социологи в последнее время пишут, что эра романтической любви закончилась и ставку в наш рациональный век стоит делать не на эмоции, а на разум — вместо того чтобы поддаваться чувствам, нужно пытаться построить «здоровые отношения» (что бы это ни значило). Мы изучили вопрос и поговорили с экспертами, чтобы понять, действительно ли любовь умерла и если да, то что пришло ей на смену.
«Любовь» против «отношений»
Если мы и узнаём сегодня о любви из книжек, то это совсем не те книжки, которые мы читали в юности. На смену историям о трагической влюбленности, романтических поступках и великих жертвах во имя «великого чувства» пришли психологические труды о том, как правильно выстроить партнерство, как избегать токсичности и уважать чужие границы. Неужели то, что мы раньше называли любовью и отчаянно искали, на самом деле просто никому не нужная драма? Разницу между любовью и отношениями пытается объяснить социолог эмоций Владислав Земенков: «Для отношений, в отличие от любви, важно именно то, что мы все время оперируем словами, понятиями, выставляем границы. В отношениях мы подразумеваем наличие какого-то договора. И соблюдение этого договора — неотъемлемая часть формата отношений».
При этом эксперт считает, что попытки прояснить, что именно происходит между людьми, и дать определения самым разным (иногда принципиально новым) явлениям, форматам и чувствам отнюдь не примета ХХI столетия. «Поиски слов, понятий, какая-то потерянность и языковая неопределенность — это все в какой-то степени культурный повтор. Это отсылки к 1910-м и 1920-м годам, когда множество вовлеченных в культурное производство людей (художников, поэтов, писателей) занимались поисками новых слов, новых идентичностей», — говорит Земенков.
Три года назад израильский социолог Ева Иллуз впервые во всеуслышание объявила о конце любви. Свидетельство этого прискорбного факта — книгу под соответствующим названием — опубликовали в издательстве Oxford.Press. Работа Иллуз опиралась на многочисленные интервью и исследования, а констатация конца «побеждающего смерть» чувства связывалась с принципиальной перестройкой отношений — не только романтических, но и экономических. В частности, Иллуз писала об идее «здоровых», или «чистых» отношений. Такие отношения, по сути, проект, над которым нужно буквально работать с помощью специальных инструментов: рефлексии, терапии, саморазвития. Результатом такой работы должно стать ощущение успешности и удовлетворенности.
О существовании самой дихотомии «любовь/отношения» в русскоязычном пространстве несколько лет назад громко заявила социолог Полина Аронсон. В 2018 году Colta опубликовала ее статью «О вреде здоровых отношений». В ней автор рассуждает о том, как тот самый культ отношений способен сам по себе стать пагубной привычкой и привести к ситуации, когда оба партнера окажутся одержимыми каждый своей травмой и способами ее преодоления.
Сразу после публикации текст вызвал в соцсетях нешуточные дебаты, а пару лет спустя Аронсон развила свой тезис в книге «Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств». Как в любой проектной работе, в отношениях, по мнению автора, важнее оказался не процесс, а результат. Результат этот — собственный личный успех, рост, непрерывное движение вперед. Обложку книги украсило сложенное лентой Мебиуса сердце, похожее на собранный по инструкции предмет мебели, купленный в IKEA, — точный и остроумный образ, символизирующий чересчур утилитарный, по мнению Аронсон, подход некоторых современных людей к любви. «Работа над отношениями», как считает социолог, превратилась в самоценность и вытеснила из процесса объект чувств, а значит, увы, и сами чувства.