Угрозы Земле. Градации апокалипсиса
В мифологических и религиозных представлениях особое место занимают учения о конце света – как для отдельного человека, так и для цивилизации. Возникла даже такая богословская дисциплина, как эсхатология (греч. εσχατολογία от др.-греч. ἔσχατος «конечный, последний» + λόγος «слово, знание»). Не вдаваясь в детали, отметим, что сюжеты о конце времен сохранились не только в канонических текстах, но и в легендах и преданиях многих народов на разных континентах. Любой из нас может вспомнить о Всемирном потопе, о котором говорится в Ветхом Завете. Тема Страшного Суда отражена не только в христианстве, но и в исламе. Тибетская и египетская «Книги мертвых» тоже в какой-то степени лежат в этом русле.
«Преданья старины глубокой»
В скандинавской мифологии идеи конца света более радикальны, там речь идет уже не просто о наказании высшими силами отошедших от праведной жизни людей, но и о гибели этих самых сил. «Рагнарёк» (на древнескандинавском Ragnarök, Ragnarøkkr – буквально «Судьба богов», «Сумерки богов») означает день, когда волк Фенрир освободится от своих пут, один из его сыновей, громадный волк, преследующий Солнце, наконец догонит его, а второй сын схватит Луну. Тогда из глубин всплывет мировой змей Ёрмунганд, а море выйдет из берегов. К ним примкнут огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, повелительница загробного царства Хель и бог лжи и обмана Локи вместе с инеистыми великанами – гримтурсенами и ётунами… Далее последуют сражения, гибель богов, разрушение мира и его последующее возрождение, поскольку уцелеют два человека, которые дадут начало человеческому роду.
У современного человека, независимо от вероисповедания, сейчас тема конца света сразу же ассоциируется со словом апокалипсис. Благодаря литературным и кинематографическим произведениям, описывающим катастрофы глобального или даже космического масштаба, появились такие направления в книгах, фильмах и компьютерных играх, как апокалиптика и постапокалиптика, действие в которых происходит во время катастрофы или на руинах цивилизации после нее.
Апокалипсис (ἀποκάλυψις – новые знания, раскрытие, откровение; снятие покрова) – это первое слово «Откровения Иоанна Богослова», последней книги Нового Завета. В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые, согласно ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями, именно поэтому слово «апокалипсис» стали использовать как синоним конца света или тотальной катастрофы. Иногда, впрочем, используется также слово Армагеддон, которое в «Откровении Иоанна Богослова» обозначало финальную битву сил добра близ горы Мегиддо перед концом света. Часто используется в фильмах и книгах, сюжеты которых связаны с надвигающейся катастрофой как техногенного или природного происхождения, так и религиозно-мистического характера.
Стандартные кошмары
С легкой руки американского фантаста Роберта Шекли в обиход литературных обозревателей в свое время вошло понятие «стандартного кошмара», то есть типичных сюжетов научной и околонаучной фантастики, в которых речь идет о бедах человечества, грозящих ему окончательной погибелью. Одним из таких кошмаров является нашествие злых инопланетян, впервые описанное в повести «Ксипехузы» французского писателя Жозефа-Анри Ронистаршего. Что интересно, повесть была опубликована в 1887 году, за 10 лет до «Войны миров» Герберта Уэллса. В «Отравленном поясе» (1913 год) Артура Конан Дойля планета входит в какое-то облако, которое погружает человечество в сон. Между тем за 12 лет до этой повести вышел роман британского писателя Метью Шила «Пурпурное облако», в котором описывается гибель практически всего человечества.