«Женщины для утешения»: как японская армия брала тысячи пленных в сексуальное рабство
С 1932-го по 1945 год на территориях, оккупированных Японской империей, более 200 000 женщин были обращены в сексуальное рабство. Их называли «женщинами для утешения», но за мирным эвфемизмом скрывались изнасилования, побои, унижения и убийства. Рассказываем, как женщины в Корее, Китае и других странах Юго-Восточной Азии, подвергшиеся сексуальному насилию во время войны, смогли заговорить об этом и продолжают добиваться признания совершенных в их отношении военных преступлений.
«Если я теряла сознание, дежурный солдат поливал меня водой»
«Двое мужчин — один из них был корейцем, другой японцем — отвезли нас в Пусан и заперли в большом складском помещении. Там было около 1000 девушек, все плакали. Против моей воли мне остригли волосы. Потом дали рис, завернутый в сушеные водоросли, но я не могла есть, потому что боялась того, что меня ждет. До сих пор я не могу есть это блюдо — оно напоминает мне о том времени.
На этом складе нас держали две недели. Потом перевезли по морю в Симоносэки. Затем долго везли на большом корабле — через Квантун, Сайгон, Бангкок, Сингапур мы в итоге оказались в Индонезии, в Джакарте. Здесь всех нас — 3000 девушек — стерилизовали. Это сделал японский военный врач. Не знаю, что он там делал своим инструментом у меня внутри, но потом у меня было сильное кровотечение. И я только потом поняла, что это была стерилизация. После операции нас, корейских девушек, разослали в разные места Тихого океана.
Меня разлучили с подругой и отправили в японский военный батальон. На этой армейской «станции утешения» нас было 20 или 30 девушек. У нас была общая комната, и еще маленькие закутки для каждой отдельно, там можно было только лечь. Меня стали называть японским именем — Кикуко. Если я теряла сознание, дежурный солдат поливал меня водой. Также мне кололи морфин — в выходные с утра, заранее. Это делали насильно, даже если мы не хотели. У меня на левом плече до сих пор шрам, как от ожога, а внутри что-то каменно-твердое».
Это свидетельство кореянки Чон Со Ун, которую в возрасте 14 лет обманом вывезли из уезда Хадонг. Девочке пообещали, что если она поедет с японцами добровольно, то ей придется работать на текстильной фабрике. Зато ее согласие сотрудничать облегчит участь отца, арестованного японскими оккупационными властями. Чон Со Ун подвергалась сексуализированному насилию на «станции утешения» семь лет. После окончания Второй мировой войны ее освободили, но прежде чем она смогла вернуться на родину, ей пришлось провести еще год во временном лагере в Сингапуре. Только в 1992 году она рассказала свою историю публично — и затем стала одной из активисток, боровшихся за то, чтобы насилие над «женщинами для утешения» не замалчивалось и было признано военным преступлением.
«Сфера сопроцветания Великой Восточной Азии»
Начиная с 1931 года и создания «марионеточного» государства Маньчжоу-го, полностью подконтрольного японским властям, Япония начала открытую военную экспансию в Восточной Азии. На самом деле колониальную империю она строила еще с конца XIX века — в 1895 году сделала своей колонией остров Тайвань, установила протекторат в Корее в 1905 и окончательно аннексировала ее в 1910, параллельно наращивала влияние в Северо-Восточном Китае через формально коммерческие, а на деле государственные железнодорожные компании. В 1937 году Япония начинает Вторую японо-китайскую войну и вступает во Вторую мировую войну.