«Зеленая» жизнь: зачем нужна экоосознанность?
Сегодня мы часто слышим и сами используем слово «экология». Мы хотим экологично одеваться и питаться, работать и отдыхать... Что для этого требуется? И что из того, что требуется, у нас есть?
В разговоре участвуют:
- Дарья Алексеева, основатель фонда «Второе дыхание».
- Ирина Пудова, телеведущая, президент проекта «Здоровая нация».
- Витольд Ясвин, доктор психологических наук, автор книги «Психология отношения к природе».
- Михаил Замарин, советник главы Российского экологического общества.
Что значит быть экологичными, насколько нам это удается и для чего это нужно — нам или кому-то другому? Зависит ли осознанное потребление от уровня дохода? Какие привычки улучшат жизнь? Чтобы обсудить эти вопросы, мы пригласили в редакцию четырех специалистов в разных областях экологии. А на стол, за которым все собирались, поставили бутылки с водой... и, как выяснилось, ошиблись. Многому еще предстоит научиться!
Дарья Алексеева: У вас на столе стоят пластиковые бутылки, это неэкологично, и лучше, чтобы мы ими не пользовались!
Psychologies: Почему? Бутылки все равно уже произведены, а пластик можно переработать?
Д.А.: Да, отправить пластик на переработку лучше, чем выкинуть, но идеальный вариант — не использовать его совсем. Переработка не панацея. Во-первых, бутылка может снова стать бутылкой шесть раз, а потом рассыплется на микропластинки, которые невозможно отделить от другого мусора и переработать. Во-вторых, на переработку будут потрачены вода и электроэнергия, ценные ресурсы. Конечно, сейчас эти бутылки уже произведены. Но если мы, потребители, откажемся от пластика, у производителей напитков упадут продажи, и они поймут, что лучше перейти на упаковку, которую можно перерабатывать много раз. Но лучший мусор — тот, который не образовался. Никому не нравятся свалки.
Михаил Замарин: Добавлю цифры: если пластиковая бутылка не отправляется на переработку, то ее зарывают в землю, где она разлагается от 400 до 1000 лет! И совсем недавно на полигон для отходов везли весь бытовой мусор. Теперь, после мусорной реформы, это делают после сортировки, чтобы снизить объем «захоронения». Но на перерабатывающих заводах сортируют вручную, многое пропускают, так что все равно на полигоны попадает многое из того, что можно было бы использовать.
И даже таких заводов не хватает! К 2030 году национальный проект «Экология» обещает построить 200 заводов с автоматизированной сортировкой, а сейчас их не больше десяти. Это значит, что 95% всех отходов оказывается на полигоне — 70 млн тонн в год. А мы можем это изменить, если просто будем сортировать свой домашний мусор!
И все же не каждый готов сортировать мусор. Убедят ли нас экоактивисты, или государство должно принять меры?
Д.А.: Насильственные меры, кто бы к ним ни прибегал, неэффективны, потому что вызывают протест. Но государство может создавать условия для более экологичной жизни. Например, если в магазинах просто не будет упаковок из одноразового пластика, как в Германии, где он запрещен. Там же поощряется разными способами экологичное поведение: многоразовые шоперы, велосипед вместо машины. Вопрос в дизайне среды, в городской инфраструктуре.
Но даже там, где ее нет, каждый может компенсировать свой экослед, вернув в среду что-то полезное. Нет в городе раздельных контейнеров для отходов — вы можете установить под раковину диспоузер, это устройство измельчает очистки, и они утекают в канализацию. Не нужно мучиться, что куда выбрасывать. Плюс из таких отходов делают биогаз, и получается, что мы участвуем в образовании чистой энергии.