«Слишком мерзко для кино»
Как продюсеры отказывались от будущих хитов.
40 лет назад в прокат вышел «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». От фильма, ставшего основой многомиллиардной франшизы, на этапе сценария отказались почти все крупные голливудские студии, объяснив это тем, что никто не пойдет на кино об археологе времен Второй мировой. Weekend вспомнил другие случаи, когда недальновидные продюсеры отвергали шедевры, и выяснил, чем они это объясняли.
«Психо»
Альфред Хичкок, 1960
«Слишком мерзко для кино. Сюжет выстроен хорошо и до самого конца не догадываешься, что мать злодея на самом деле всего лишь набитый соломой труп, но показывать зрителям такое недопустимо». — Paramount
Продюсеры студии Paramount, на которой Хичкок к началу 1960-х снял уже несколько фильмов, отказались финансировать «Психо» потому, что фильм о серийном убийце слишком выбивался из хичкоковского канона и, как им казалось, грозил кассовым провалом. Хичкок, напротив, хотел попробовать себя в новом жанре и снять хоррор о маньяке, однако на студии настаивали, чтобы он продолжал снимать всегда приносящие прибыль детективные триллеры вроде «К северу через северо-запад». Тогда Хичкок решил впервые снять фильм на собственные деньги и, чтобы уместиться в скромный, по его меркам, бюджет $1 млн, нанял задешево съемочную команду с телевидения, отказался от своего режиссерского гонорара, вместо дорогой цветной пленки выбрал черно-белую и не стал, как раньше, звать кучу звезд на главные роли. Рискованное предприятие окупилось сполна: «Психо» стал самым кассовым фильмом Хичкока, получил четыре номинации на «Оскар», включая за лучшую режиссуру, и вошел во всем мыслимые списки лучших фильмов в истории кино.
«Криминальное чтиво»
Квентин Тарантино, 1994
«Это худший сценарий в истории — слишком длинный, жестокий и неснимабельный. Да просто бессмысленный — то герой мертв, то он жив». — TriStar
Сценарий «Криминального чтива» о нескольких сутках из жизни лосанджелесских бандитов глава TriStar Майк Медавой назвал совершенно безумным: нелинейный нарратив, слишком говорливые персонажи, да еще и употребление героина прямо в кадре — все это не вязалось с имиджем кинокомпании, выпускающей ромкомы («Неспящие в Сиэтле») и оскароносные драмы («Филадельфия»). Тарантино вместе с соавтором Роджером Эвери уже думали бросить проект — после этого отказа на благосклонность других больших студий надеяться не приходилось,— когда их приятель и по совместительству кинопродюсер отнес сценарий в небольшую независимую киностудию Miramax, на тот момент не выпустившую еще ни одного фильма вне сотрудничества с кем-то. Глава студии Харви Вайнштейн был настолько очарован сценарием, что взял на себя весь бюджет картины и позволил Тарантино то, чего потом не позволял почти никому: снять фильм так, как режиссер задумал без продюсерского контроля. Расчет Вайнштейна окупился — при бюджете $8 млн «Криминальное чтиво» за полгода в прокате собрало более $200 млн, став на тот момент самым успешным независимым фильмом в истории, получило «Золотую пальмовую ветвь» и «Оскар» за сценарий, возродило карьеры Джона Траволты