Существует ли допинг для мозга?
Люди издавна пытались улучшить работу своего мозга. В ход шли кофеин, никотин, листья коки и прочие не всегда легальные стимуляторы разной степени безопасности. С развитием фармакологии внимание переключилось на лекарственные препараты.
Прыгнуть выше головы
Ожидания публики оправдались: у нас появились ноотропы, целый класс веществ, главная задача которых – менять работу мозга в лучшую сторону. Изначально они предназначались для лечения. Врачи назначают их после инсультов, черепномозговых травм, детям с задержкой развития, при деменции, нарколепсии и т. д.
Но теперь ноотропы начинают принимать здоровые люди – в качестве «умных таблеток», или «когнитивных усилителей». Чтобы быстрее запоминать, лучше соображать и продуктивнее работать. Специфика современной жизни такова, что людям приходится прыгать выше головы и надеяться, что фарма этому поспособствует.
Журнал Nature несколько лет назад провел опрос среди читателей, оказалось, каждый пятый респондент принимал «умные таблетки». BBC и New Scientist тоже задавались этим вопросом – почти половина ответивших пробовали лекарственные средства для улучшения когнитивных функций. Это неофициальные, но любопытные результаты.
Впечатления у опрошенных самые разные. Один пишет: «Они помогают мне сконцентрироваться. Могу шесть часов изучать тему, которая надоела бы до слёз за 2 часа». Другой: «Таблетки не помогли, более того, чувствовал крайнее возбуждение и не мог сидеть спокойно даже 15 часов спустя». Чаще других smart drugs принимают студенты перед сессией, айтишники и те, кому за ограниченное время нужно разбираться с большим объёмом информации. Есть потребители таблеток и среди продавцов и официантов, которые с их помощью надеются справиться с ежедневной рутиной.
Судя по опросу, опубликованному в International Journal of Drug Policy, в котором приняли участие десятки тысяч человек из 15 стран в 2015 году, 5% респондентов употребляли "умные таблетки"( smart drugs). А в 2017 году таких было уже 14%. Наибольшей популярностью они пользуются в США, Канаде, Франции и Великобритании. По России данных нет, но у нас их активно используют в клинической практике.
Меняющие разум
Первый ноотроп, для которого и был предложен этот термин, означающий в переводе с греческого «изменение разума», был синтезирован в Бельгии в 1960-х годах. Это пирацетам, родоначальник популярного ныне семейства рацетамов. Он представляет собой производное гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК).
ГАМК выполняет множество важных функций в центральной нервной системе, в том числе это основной нейромедиатор торможения. Учёные, синтезировавшие вещество, предположили, что оно может быть полезно при когнитивных нарушениях. Однако до сих пор точно не известно, как оно работает – и работает ли вообще. В США этот препарат не зарегистрирован в качестве лекарственного средства и продаётся как БАД.
FDA считает, что нет качественных исследований, которые доказывали бы эффективность пирацетама. Российская академия медицинских наук высказала то же мнение и признала препарат устаревшим. Впрочем, в последние годы стали появляться данные, что пирацетам всё же эффективен при лечении болезни Альцгеймера, но уже на серьёзных стадиях. В начале заболевания он не работает. А вот убедительных доказательств, что он помогает здоровым людям стать умнее, так и не появилось. Словом, всё с ним неоднозначно – как и со многими другими ноотропами.