Каких soft skills не хватает российским предпринимателям
Предпринимателям и управленцам soft skills помогают настраивать более комфортную коммуникацию в команде, находить подход к мотивации сотрудников и выстраивать траекторию их карьерного развития. Однако некоторые «гибкие» навыки у них все еще в дефиците. Вот какие скиллы особенно востребованы в бизнесе и почему.
Выше должность — больше скиллов
До сих пор среди ученых, предпринимателей, HR и психологов не сформировалось единого определения — какие навыки действительно входят в список soft skills. Так, в Кембриджском словаре «гибкие» навыки определяют как способность людей вести коммуникацию друг с другом и эффективно работать вместе.
Сервис Glassdoor, где бывшие и текущие сотрудники пишут отзывы о своих работодателях и процессе найма и увольнения, описывает этот термин как «черты характера, персональные атрибуты и другие нетехнические способности, которые помогают человеку общаться и работать с другими людьми».
А LinkedIn в своем исследовании определяет soft skills через межличностные навыки, которые способствуют или препятствуют достижению целей и появлению новых возможностей. В результате анализа данных компания выделила топ-5 «гибких» навыков, которые были наиболее востребованы на рынке труда в 2020 году: креативность, упорство, умение взаимодействовать с другими людьми, адаптивность, эмоциональный интеллект.
Есть простое правило: чем лучше у человека развиты soft skills, тем больше возможностей перед ним открывается. Кроме того, если «гибкие» навыки слабые даже у одного члена команды, это отразится на его коллегах, — людям будет сложнее достигать общего понимания, конфликты будут зарождаться быстрее. В итоге это может привести и к неудаче проекта, и к текучке кадров.
Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем больше у него людей в подчинении и чаще требуются soft skills. Почему так происходит? У руководителя кратно возрастает объем коммуникации с сотрудниками разных департаментов: он должен декомпозировать и донести задачи до разных подразделений, следить за их выполнением, давать обратную связь и презентовать коллективную работу своих подчиненных, а не делать ее самостоятельно. Поговорка «хочешь сделать хорошо — сделай сам» является самой большой ошибкой руководителей со слабыми soft skills.
Межличностные навыки
Все soft skills можно разделить на две группы: межличностные навыки (помогают взаимодействовать с окружающими) и персональные характеристики человека. Среди первых можно выделить следующие.
Умение замечать и решать конфликты, защищать свои границы
В любом коллективе может рано или поздно появиться хотя бы один токсичный человек, который будет отпускать нетактичные комментарии, манипулировать или постоянно критиковать других. Да и в целом никто из нас не застрахован от неумышленного проявления такого поведения — в дни плохого настроения или неудачных событий например.
Человеку, который стал «мишенью» подобного отношения, стоит четко обозначить свои границы и вовремя сказать, что его не устраивает. Если это не сделать на первых порах, появляется риск, что токсичный коллега переманит на свою сторону других и ситуация в коллективе обострится.
Из конфликтной ситуации всегда есть два выхода. В первом, если понятно, что нет сил и желания бороться с некомфортной манерой общения, — стоит уйти. Во втором, когда в команде есть пара людей со слабыми софт скиллами и остается возможность отстоять границы — можно спокойно и на примерах объяснить токсичному человеку, какой негатив приносят его действия.
Показательный пример из бизнеса: девушка стала Chief Product Officer и на первом же совете директоров ее выступление прокомментировали: «А что, для девушки ты неплохо справляешься!» Она промолчала. Что же произошло дальше? На следующих собраниях стали звучать все более острые шутки, в том числе от других членов совета. Такую модель поведения постепенно переняли даже подчиненные девушки. Так она потеряла поддержку коллег и была вынуждена через шесть месяцев покинуть команду. Но если бы девушка сразу очертила границы, ситуация могла сложиться иначе. Коллегам сотрудника, который первым повесил «ярлык» на новенькую, тоже стоило указать на некорректность его поведения — тогда скрытого конфликта удалось бы избежать.