Закон и порядок против харассмента: как разные страны запрещают домогательства
Харрасмент для России — понятие относительно новое, и пока в нашей стране на законодательном уровне не закреплены ни определение, ни меры по защите от домогательств на работе. Forbes Woman рассказывает о том, как борются с харрасментом в разных странах мира и что для этого рекомендует Международная организация труда
Принято считать, что харассмент — это сексуализированные приставания и домогательства. Но на самом деле термин имеет более широкий смысл. ООН определяет харассмент как «любое неподобающее или нежелательное поведение, которое можно обоснованно воспринять причиняющим обиду или унижающим другого человека».
Харассмент может принимать форму слов, жестов или действий, которые оскорбляют, унижают, запугивают, ставят в неловкое положение или создают пугающую, враждебную, оскорбительную рабочую обстановку.
В конце 2022 года Международная организация труда (МОТ), фонд Lloyd’s Register Foundation и компания Gallup провели исследование о мировых масштабах харассмента. Они опросили 121 000 человек в 125 странах, в том числе 2000 человек из России. Результаты показали, что насилию или домогательствам на работе хотя бы раз в жизни подверглись почти 23% работающих по найму (если экстраполировать на всех работающих людей в мире, это 743 млн человек).
Меньше всего харассмент распространен в арабских странах, больше всего — в США. Однако исследователи отмечают, что во многих странах вопросы были либо переформулированы, либо вовсе исключены. Например, в Китае вопросы об опыте, связанном с физическим насилием и домогательствами, не задавались, а вопрос о психологическом насилии и домогательствах прозвучал в другой формулировке. В Ираке, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах вопросы о сексуализированном насилии не звучали. В Алжире, Китае, Иордании, Марокко и Пакистане они были сформулированы иначе.
Интересно, что годом ранее исследование тех же Lloyd’s Register Foundation и Gallup показало, что в странах Северной Европы (в Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции) самые высокие показатели жалоб на домогательства (более 50%) по сравнению со среднемировым значением (33%). Исследователи связывают это с тем, что работницы и работники в этих странах могли позволить себе бóльшую откровенность, чем где-либо еще в мире.
До 2019 года МОТ, главная мировая структура по трудовым вопросам, не подходила к проблеме комплексно, но затем приняла «Конвенцию 190 об искоренении насилия и домогательств в сфере труда». Этот документ тоже определяет харассмент довольно широко (пересекаясь с определением ООН) и понимает под ним неприемлемые формы поведения (единичные или повторяющиеся), включая гендерное насилие и домогательства, целью которых является причинение физического, психологического, сексуального или экономического вреда.
36 стран ратифицировали эту Конвенцию, хотя не везде она вступила в силу. Документ обязывает принимать законы по борьбе с домогательствами на рабочем месте, в том числе в неформальном секторе экономики. А кроме того, повышать осведомленности о проблеме в целом и о мерах правовой защиты. «К моменту ратификации Конвенции в одних странах было принято регулирование, касающееся харассмента, в других странах — не везде. Но все они эту проблему рассматривают как серьезную и требующую решения», — комментирует юрист и эксперт по трудовым правам, научная сотрудница института социологии РАН (ИС ФНИСЦ РАН) Юлия Островская.
Forbes Woman рассказывает о том, как разные страны пресекают харрасмент на законодательном уровне.