Все о датчике ОЖ: что это такое, как работает, как проверить

РБКАвто

Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Датчик температуры охлаждающей жидкости прямым образом влияет на перемешивание топлива с воздухом в двигателе. Как работает это устройство и зачем его надо проверять

Илья Калинчиков

Фото: Olga Litvinchuk / Shutterstock / FOTODOM

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — это один из элементов системы электронного управления двигателем, отвечающий за контроль температуры антифриза. На многих автомобилях таких датчиков два: один отвечает за управление стрелкой температуры, второй передает показания блоку управления.

Любой датчик температуры представляет собой терморезистор. По сути, это обычное залитое компаундом в металлическом корпусе сопротивление со строго заданной характеристикой. В зависимости от нагрева, на выходе меняются значения сопротивления — их и считывает электронный блок управления двигателем (ЭБУ).

Для чего нужен датчик температуры охлаждающей жидкости

ДТОЖ является одним из элементов, непосредственно участвующих в управлении впрыском топлива и некоторых других критически важных процессах. По тому, какие показания он передает, компьютер корректирует состав смеси, угол опережения зажигания, а также контролирует работу управляемого термостата и скорость вентилятора охлаждения, если такие узлы и функции есть. Конечно, ДТОЖ не единственный элемент, отвечающий за управление всем перечисленным, но его роль в общей логике управления двигателем крайне важна.

Иногда бывает так, что в автомобиле есть второй, вспомогательный ДТОЖ. Он информирует водителя о температуре антифриза - так можно быстро узнать о неполадке и предотвратить перегрев. Также вспомогательный датчик температуры жидкости часто отвечает за включение вентилятора охлаждения. Разумеется, если датчик в системе один, на него ложатся все вышеперечисленные функции.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле

Основной ДТОЖ, ответственный за показания для ЭБУ, почти всегда расположен в головке блока цилиндров. Вспомогательный обычно находится в непосредственной близости от выхода из радиатора.

Вообще локация датчиков на каждом автомобиле индивидуальна, но общая логика схожа: главный ДТОЖ ставят на выходе контура охлаждения из двигателя, вспомогательный — близко к выходу контура из радиатора. Если же датчик один, его следует искать в районе термостата. Так, датчик охлаждающей жидкости на «Лада Гранта», «Лада Веста» и УАЗ «Патриот» расположен около термостата. На «Шевроле Нива» два датчика: один находится на термостате, второй в блоке цилиндров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении