Закат знаменитого перехватчика: как появился и пропал американский самолет YF-12
Самый быстрый перехватчик в истории. Самый большой и тяжёлый перехватчик в истории. Настоящий шедевр технологий. Всё это про проект перехватчика YF-12. Как и почему секретный самолёт для ЦРУ превратился в перехватчик? Почему такая передовая машина не пошла в серию? Рассмотрим хоть и недолгий, но крайне интересный жизненный путь YF-12.
Двенадцатый архангел
Изучить историю YF-12 невозможно не начав с истории его старшего брата - скоростного высотного разведчика А-12. Для этого надо вернуться в далёкий 1956 год. Именно тогда впервые в воздушное пространство СССР полетел высотный разведчик U-2. ЦРУ и американское правительство на серьёзно надеялись, что высота спасёт его от обнаружения советскими радарами. Но в первом же полёте над территорией СССР стало ясно, что эти надежды были напрасны. Уже во втором полёте его попытались перехватить советские истребители, но пока безрезультатно. И хоть пока U-2 оставался неуязвим для ПВО, американцев это не устраивало.
В конце лета 1956 года по приказу президента Эйзенхауэра полёты над СССР прекратили. Но оставаться без них надолго в ЦРУ не хотели и немедленно дали Lockheed денег на снижение заметности U-2. К тому времени общее представление о том, что в будущем назовут «стелс», уже имелись. U-2 попытались покрыть радиопоглощающей обшивкой, но ничего путного на тех технологиях не вышло. И тогда Кларенс «Келли» Джонсон, руководитель команды перспективных разработок Skunk Works фирмы Lockheed, выдвинул идею, что если создать высокоскоростной высотный самолёт, то он сможет проскочить над советскими радарами, которые просто не успеют его заметить на предельной высоте. ЦРУ идея понравилась, и они дали денег на проектирование, подключив к делу ещё и фирму Convair, для конкуренции.
«Келли» Джонсон в идеи «снижения незаметности» особо не верил, но убедить парней из ЦРУ ему поначалу не вышло. Пришлось делать скоростной высотный малозаметный разведчик. Ничего путного из этого не вышло. Лишь спустя полтора десятилетия станет ясно что и не могло выйти, ведь посчитать на глаз, без использования компьютеров, формы для отражения радиосигнала почти невозможно. В 50-х же эта неудача стала подтверждением позиции Джонсона что «стелс» не работает. ЦРУ согласилось, что надо строить просто высотный скоростной разведчик. Обозначение А-12 он получил от внутреннего названия программы внутри Skunk Works - Archangel двенадцатый вариант.
Правда всё же по требованию ЦРУ немного решений в проект для снижения незаметности Джонсон добавил - например, развитые наплывы на фюзеляже не только создавали дополнительную подъёмную силу, но и экранировали верхнюю часть фюзеляжа от взглядов радаров. Но добиться хоть сколько ли заметного снижения незаметности не вышло. Хотя заявлять о «90% снижении заметности» это не мешало.